«…не ходите, дети, в Африку гулять…» лучше в Танзанию

«…не ходите, дети, в Африку гулять…» К.Чуковский «Бармалей» В самом конце января мне довелось принять участие в экспедиции на территории Танзании. Исследования проводились университетом Дар-эс- Салама при финансовой поддержке NUFU – одного из северных фондов, спонсирующих исследования в развивающихся странах.

Танзания – страна, на которую европейцы возлагают определенные надежды, рассчитывая на ее динамичное развитие по демократическому пути. Эйфория и связанные с ней значительные капиталовложения в экономику Танзании, правда, несколько ослабла в последнее время и уступила место более пристальному вниманию на процессы, происходящие в стране. В частности, демографические показатели, и, прежде всего, уровень детской смертности, который имел хорошую тенденцию к сокращению, в последнее время стабилизировался на все еще высоком уровне. Научный проект по изучению демографических процессов в Танзании осуществляется преподавателями университета Дар-эс-Салама и университета Тромсо (Норвегия).

В рамках этого проекта и проводилась экспедиция в масштабах всей страны на тему: «Использование времени населением Танзании». Осуществляли его студенты факультета статистики университета Дар-эс-Салама. Студенты работали под руководством трех преподавателей и двух координаторов с Севера: профессора университета Тромсо Гюннара Торвальдсена, который и пригласил меня для участия в экспедиции. В мои обязанности входило наблюдение за методикой полевых исследований, ведение видео и фото съемки во время экспедиции. Изложить впечатления, полученные за три недели поля на двух страницах довольно сложно. Поэтому попытаюсь тезисно о том, что потрясло.

Танзания страна многонациональная, помимо всем известных экзотичных масаев, там проживает еще 120 других народов (при общей численности 40 млн), каждый со своим языком и традициями. С первого же дня появилось странное ощущение, что мы попали в африканскую пародию на Советскую систему. Танзания пережила эксперименты в области сельского хозяйства по типу коллективизации и сселения в укрупненные поселки из «малоперспективных деревень». Административная система с институтом председателей сельсоветов, квартальных председателей в городах казалась до боли знакомой. Что касается всего остального – то это, скорее мы в состоянии затянувшегося перехода от социализма к свободному рынку: безработица, инфляция, неразбериха, торговля всеми и всем, и везде. Рынок. . Университет Дар-эс-Салама – огромный оазис с современными зданиями, классной библиотекой, построенный по западным традициям. Все обучение на английском языке, поэтому общаться со студентами было легко и интересно. Мы координировали работу двух групп студентов (всего 11 человек), задачей которых было обследование в форме анкетирования (всего 100 вопросов) населения в двух городах: Дар-эс-Салам и Мванза и 6 деревнях. Студенты действительно произвели очень хорошее впечатление: активные, любопытные, вместе с тем уверенные в себе. Население живет сегодняшним днем, совсем как мы в начале 1990-х. Бедность ощущается повсюду: в грязи улиц и рынков, неустроенности жилья, запахах приготовляемой пищи, дыме сжигаемого прямо на улицах бытового мусора. Прошел ливень и улицы моментально превратились в реки. И вместе с тем, постоянно удивляло природное спокойствие и достоинство людей. Вот задачка под стать биному Ньютона: представьте жару под 30, маршрутное такси, мчащееся по кошмарной грунтовке, наполните его 38 пассажирами (это физически невозможно, я знаю, но представьте). А теперь представьте, что никто не толкается, никто не делает никому замечаний, не жалуется, не обзывается… Я знаю, что представить такое невозможно, но это так.

Растительность Танзании загадочна. Любимые орешки кешью растут на огромных деревьях наподобие раскидистых корявых дубов. Орешек в скорлупке находится на кончике фрукта, похожего на грушу, с чарующим запахом, но совершенно ядовитого. Танзания – страна производитель кешью, но он настолько дорог, что попробовать его на месте так и не удалось. Папайя растет на пальмовых деревьях, листья которых чем-то напоминают кабачковые. Внутри плода - семена, похожие на черную икру, совершенно несъедобные. В целом вкус приятный, но с арбузом или дыней – не сравнить. Сахарный тростник действительно сладкий и очень сочный, можно легко утолить жажду. Passion fruit – по русски звучит несколько неприлично (фрукт страсти) обладает божественным ароматом (ананас, киви, земляника) и столь же божественным вкусом, особенно, если сахара добавить.

Животный мир невероятно богат. Комаров было немного, поскольку сезон дождей еще не начался, они маленькие, совсем как наши и не имеют ничего общего с огромными «малярийными комарами», которыми брат меня пугал в детстве. Муха це-це тоже мелкая, но кусучая как несколько оводов вместе взятых. . В парке Серенгети действительно миллионы животных. Мы заехали только на несколько часов в выходной день, но увидели практически всех, кого можно увидеть в программах ВВС о животных по телику. . . Ну вот, как я и говорила, на двух страницах все равно не расскажешь. Так что, если есть вопросы – спрашивайте. Докторант кафедры археологии, этнологии и специальных исторических дисциплин Елена Михайловна Главацкая. Подробнее об авторе этого рассказа смотрите на странице кафедры. (перейти) . .