Формат осенней школы истфака был придуман нами в прошлом, 2003-м году. Тогда инициативная группа преподавателей решила, что откладывать День первокурсника в долгий ящик не следует – и лучше провести его по полной программе, в 2 дня и 2 ночи, желательно – на выезде. Было бы хорошо, если бы первокурсники нового призыва (в смысле: набора) прошли там курс адаптации к университетской жизни – своего рода, «курс молодого бойца».
Мы просмотрели несколько хороших лагерей, и выбор пал на прекрасный лагерь «Самоцветы» на берегу сказочного озера Таватуй в 55 километрах к северу от Екатеринбурга. В этом лагере отличная инфраструктура – жилые корпуса, актовый зал, диско-зал, спортивные площадки, инвентарь, звуковая аппаратура, светлая и современная столовая, медпункт, своя пляжная зона на берегу с неким подобием Стоунхенджа (есть разгуляться где на воле во время посвящения!). Когда я впервые приехал сюда, чтобы познакомиться с лагерем и его персоналом (в августе 2003 г.), моему изумлению не было предела: ничего не растащено, все в отличном состоянии, территория ухожена, работники приветливы... Лагерь утопает в уральском лесу и по внешнему виду похож на что-то мною уже виденное в теперь уже далекой юности, когда мне было чуть меньше лет, чем теперешним первокурсникам.
На что же? Да на туристскую базу около эстонского городка Выру на берегу Чудского озера. Точно – кусочек советской Прибалтики конца 1970-х! В смысле: красота, спокойствие, уют, здоровый образ жизни. Что может быть лучше для разового выезда 200 человек? Наличие плаца для построений, трибуны и флагштока (а как же – будем поднимать наш факультетский флаг!) обрадовало несказанно. И радиоточка с репродукторами пришлась очень кстати – факультетский гимн зазвучит над таватуйской тайгой! Огромная благодарность и низкий поклон муниципальному Центру внешкольной работы города Новоуральска, которому принадлежит лагерь – здесь чувствуется хозяйская рука, заботливая и добрая. Честно говоря, когда я увидел проект приказа ректора, подготовленный по моей просьбе Светланой Юрьевной Зыряновой, мне стало не по себе. Он состоял из двух параграфов.
В первом параграфе – длинном-предлинном – были перечислены фамилии, имена и отчества почти двух сотен студентов, направляемых в «Самоцветы». А второй параграф был чрезвычайно коротким и состоял всего из одной фразы: «Ответственность за жизнь и здоровье студентов возложить на декана факультета Бугрова Дмитрия Витальевича». Пожалуй, если бы у меня не было некоторого опыта (в 1985 – 1987 гг. я управлялся в Красноуфимском районе с тысячами студентов, работавших на уборке овощей), я бы, извиняюсь, сдрейфил… Хотя нет, все равно бы не сдрейфил – тем более, что команда у нас подобралась выдающаяся. Ее составили преподаватели разных возрастов и старшекурсники разных специальностей. Где еще, на каком еще факультете какого такого университета вы можете увидеть седовласых профессоров, с энтузиазмом и как большую честь воспринимающих возможность активно поучаствовать в торжественной церемонии поднятия факультетского флага?
А умудренных жизнью доцентов, для которых флаг и гимн – это частичка их жизни, неразрывно связанной с истфаком УрГУ? А преподавателей и преподавательниц, которые тратят время, силы и нервы на то, чтобы подготовить нетривиальный концертный номер или посвящение? Хотя не будем жалеть нас, преподавателей – ведь тем самым мы продлеваем нашу юность, делаем ее вечной, уподобляясь невзрослеющему Питеру Пэну. Кстати, в ноябре 2003 г. я, будучи 3 дня в Лондоне, в последний день изо всех сил торопился успеть до заката собственноручно сфотографировать памятник Питеру Пэну. Это была веселая картина: догорало неяркое британское осеннее солнце, а по стритам Центрального Лондона быстрым шагом в северо-западном направлении двигался декан исторического факультета УрГУ. Когда я свернул в знаменитый сад, оказавшийся огромным по территории, солнце коснулось горизонта, а Джо памятника оставалось еще прилично. И тут я с шага перешел на бег и так припустил, что бежавшие по дорожкам размеренной трусцой лондонцы жались к обочине.
Запыхался – но успел, и не раскаиваюсь в этом. Поверьте: он, Питер Пэн, смотрит на нас из Кенсингтонского сада и понимающе улыбается нам. Он улыбается нам и тогда, когда мы в дождь и слякоть играем со студентами в футбол – играем на победу, потому что очень хотим победить, но никогда при этом не ударим первокурсника в кость, не обругаем его, не затеем «свару» на поле и за его пределами. Потому что мы уважаем наших студентов – они из огромного перечня вузов, факультетов, специальностей выбрали именно нас. Они нам доверили самое дорогое, что у них есть (хотя сами еще это не понимают) – пять лучших лет своей жизни. И если мы проиграем – то проиграем достойным и достойно, ибо проиграем сами себе, отразившимся в зеркале времени – без морщин и лысин, без седины и лишнего веса, без недугов и разочарований.
Поэтому мы изо всех сил помогаем юному поколению проявить себя – без игры в поддавки. А если их порыв и напор приводят к ранам и травмам – мы заживляем им синяки и лечим царапины. Это – наши царапины и синяки. Медсестра запаса Надежда Бугрова, исцеляющая пострадавшего в пылу борьбы Евгения Оборина – в «Самоцветах» это возможно! В этот раз получилось так, что мы провели матч со студентами 100-й, 104-й и 105-й групп в неравных составах: начали 11 против 8, потом сняли одного из своих и играли 10 против 8. Мне могут попенять на этот факт, но я принципиально возражу. Первокурсники знают мои аргументы. Во-первых, днем раньше против 101-103-й групп играла полная команда наших соперников по финальной игре. Куда же делись игроки? То ли не захотели пачкаться в грязи (хотя в корпусах имелись отличные сушилки и горячая вода), то ли еще что-то. В любом случае, они подставили своих товарищей, которым пришлось играть в меньшинстве против нашей опытной и грамотной команды.
Но это – проблема взаимоотношений в коллективе, нехватка корпоративной культуры, которую мы стараемся воспитать у наших студентов. Те, кто вышел на матч, а также кураторы и болельщицы могли бы воздействовать на «уклонистов», мобилизовать колеблющихся. Могли бы, но… Во-вторых, на второй день после обеда в лагере специально появились профессор Владимир Мотревич и археологи Алексей Сергеев и Андрей Погодин – они встретились в Екатеринбурге для того, чтобы на машине только что проведшего 2 пары профессора помчаться на матч, потому что знали – если они не приедут, нам придется играть ввосьмером или выставлять на футбольное поле женщин, не играющего Дмитрия Редина или профессора Степаненко, недавно перенесшего инфаркт. Мы ждали их, мы верили в них – и они приехали! Иным наука… В-третьих немногочисленные болельщики команды преподавателей, чуть задержавшейся с выходом на поле, поведали нам, что, когда разминавшиеся под дождем молодые соперники увидели выбегавшие из преподавательского корпуса фигуры в зеленых футболках разной степени стройности (впереди, как положено, двигался наш многоопытный вратарь Андрей Лямин), они выразили свое впечатление емко и сдержанно: «О-о-о! Тюлени идут!» Причем сделали это корректно (в смысле: негромко).
Им вряд ли был известен тот факт, что профессор Анатолий Черноухов в юности играл за томскую «Томь» (давно это было, а сейчас «Томь» вышла в высшую лигу!), Алексей Сергеев – за «Уралхиммашзавод», а Андрей Лямин имел 1-й разряд по волейболу (когда-то!). Как и то, что некоторые другие из этой команды постоянно поигрывают в свой любимый футбол, являются активными болельщиками со стажем и т.п. Что ж, «тюлени», как говорится, сраму не имут… Принцип соревнований подразумевает, что играют команды определенных групп, а не разномастные временные коллективы. Историк Александр Пьянзин, днем раньше отлично сыгравший против наших соперников, но уступивший им (на переднем плане – слева), очень хотел помочь однокурсникам. Мы были не против – при условии, что матч в таком случае становится не официальным, а товарищеским, и предложили соперникам пригласить в свои ряды кого-нибудь еще.
Но преуспевший днем раньше Димитр Распопов (также на переднем плане – слева) и его товарищи решили играть на победу, а не просто так. Это был выбор настоящих мужчин. Поэтому пришлось Александру наблюдать матч со стороны. Впрочем, болел он за 1-й курс не в одиночестве – все преподавательницы, включая Светлану Юрьевну Зырянову, по ходу матча отдали свои симпатии отчаянно скользившим по грязи и упорно не желавшим играть в пас студентам. Только зычный голос Дмитрия Алексеевича Редина, звучавший над полем, напоминал нам о том, что преподавательская солидарность – не пустой звук. Этот матч под дождем завершился фиксацией обоюдного уважения. Думаю, он чему-то научил обе стороны. В начале игры одни ворота защищали тюлени и нерпы, а противоположные – бельки с глупенькими большими глазками.
К концу игры грязь уравняла всех, а не утихавший дождь помог ощутить и прочувствовать корпоративность, невзирая на разницу в возрасте. Я уверен: ни в Кенсингтоне, ни в Лондоне в целом нет таких студентов, которые могли бы убить три недели своего драгоценного времени на то, чтобы «построить» (в смысле: организовать) вчерашнюю бестолковую абитуру (в смысле: первокурсников), выжать из нее все возможное и невозможное, за кратчайший срок выявить таланты и убедить их в том, что они таковыми являются, преодолеть все мыслимые и немыслимые барьеры (психологические, временные, пространственные, материальные) и явить миру чудо: Шестой Легион во всей его красе! С декорациями и костюмами, с речевками и песнями, с танцами и музыкой, с горящими глазами и горячими сердцами! С дисциплиной (которой, между прочим, приносят в жертву свою беспредельную свободу и сами кураторы-старшекурсники – как Мария Корлыханова и Сергей Пьянков на фото). Нет там (за пределами Легиона) и такой абитуры, которая бы все это восприняла так, как надо – и ответила таким праздником, что лесные и озерные духи Таватуя надолго запомнят громогласное: «Истфак – чемпион!»
Нынешняя осенняя школа несколько отличалась от предыдущей. Тогда темой праздника был «Город мастеров», нынче – «Римский лагерь». Тогда с погодой несказанно повезло на оба дня, нынче – на один (это легко проследить по фотографиям). Тогда преподаватели ставили номер в концертной программе Дня первокурсника, нынче они получили шанс посмотреть все полностью из первых рядов в качестве зрителей или жюри, поскольку отработали в первый день, подготовив и проведя посвящение. Тогда не было мультимедийных презентаций кафедр, а факультетский мультимедийный проектор работал вовсю. Отдельная благодарность за это Алексею Анатольевичу Сафронову. Тогда в работе осенней школы не планировался приезд VIP-гостя, нынче «Самоцветы» навестил депутат Государственной Думы, член думского комитета по безопасности. Тогда на цифру снимал только Дмитрий Витальевич Бугров, а нынче к нему добавились Валерий Павлович Степаненко, Татьяна Юрьевна Клементьева и Алексей Васильевич Подчиненов.
Всем вместе нам удалось более полно запечатлеть происходившее, хотя сведение базы фотоизображений в единую базу потребовало времени и усилий. Зато участники оценили слайд-шоу по горячим следам, организованное на открытии Дня первокурсника (на снимке). Но общего в ходе двух осенних школ все же гораздо больше. Оба раза 1-е место на Дне первокурсника заняла 104-я группа (специальность «историко-архивоведение»). Оба раза в футбольном турнире победила команда преподавателей. Оба раза на посвящении была фантастическая погода. Оба раза сжигались зловещие фигуры в белых саванах, символизировавшие невежество и тупость. Оба раза озеро Таватуй и окрестный лес были дружелюбны и приветливы к нам. И, наконец, оба раза мы своими руками сделали и самим себе подарили роскошный, уникальный, невообразимый праздник мастерства и веселья, чистоты и свежести, открытости и солнечности. И я хочу выразить сердечную признательность всем, благодаря кому этот праздник стал возможен – уже во второй раз. Преподавателям и старшекурсникам исторического факультета – за энтузиазм, сплоченность и творчество.
Первому курсу – за то, что он оправдал наши надежды, принял правила игры и стал ее полноправным участником, членом факультетской семьи. Жаль, что нам не удалось (как и год назад) принять всех желающих как из числа первокурсников, так и из рядов старших курсов. Бюджет мероприятия, хотя и не маленький, но все-таки, увы, ограниченный. Цены в лагере «Самоцветы» за год выросли на 50% (лагерь, что называется, «раскрутился» и пользуется заслуженной популярностью, к тому же подорожали энергоносители, а именно с нашего осеннего мероприятия в «Самоцветах» начинается отопительный сезон). Если в 2003 г. мы вывезли в общей сложности чуть более 200 человек, то в 2004 г. – чуть более 180. При этом, заметьте, ни в прошлом, ни в этом году никто из студентов и членов их семей не потратил на осеннюю школу НИ КОПЕЙКИ! Автобусы, 3-хразовое питание, проживание, инвентарь, аппаратура – все бесплатно. Бесплатно для участников, разумеется.
Это – наш принцип, потому что студенты и преподаватели у нас не бездельничают, а отрабатывают каждый свою задачу во имя общей цели. Поэтому отдельное и искреннее спасибо – родному университету в лице нашего ректора Владимира Евгеньевича Третьякова и проректора по социальной работе Анатолия Николаевича Яковлева. Помимо подготовки ко Дню первокурсника и текущим надзором за дисциплиной, кураторы передают первокурсникам свой бесценный опыт адаптации к жизни на истфаке и УрГУ вообще. Очень важно, что среди кураторов каждой группы есть хотя бы один, представляющий именно ту специальность, к которой принадлежит данная группа. Он делится с группой своим мнением относительно учебного процесса и прочих тонкостей, причем делает это неформально, открыто и честно. В прошлом году Иван Иванов (на снимке слева) учился в 100-й группе, слушал в быту – кураторов, а на дискотеке – ди-джея Александра Банникова (на снимке справа). В этом году Иван Иванов (на снимке слева) сам наставляет новую 100-ю группу, которая слушает его как куратора. А на дискотеке все по-прежнему: ди-джей Александр Банников (на снимке справа). Я понимаю, что многие старшекурсники испытывают досаду по поводу того, что День первокурсника истфака как-то вдруг превратился в закрытое мероприятие. Вот уже второй год подряд на него просто так не попасть.
А хотелось бы… Что тут скажешь. Мне кажется, наоборот, это огромный плюс проекта: одни первокурсники, три десятка студентов старших курсов и два десятка преподавателей. Если уж быть точным, через осеннюю школу-2004 прошли: 131 первокурсник (в 2003 г. их было 154), 30 старшекурсников (в прошлом году – 27) и 23 преподавателя (год назад – 28). Первый курс, только начав учиться, получает возможность идентифицировать себя как курс и познакомиться с факультетом, так сказать, «в идеале». Пусть его причащение к факультету будет таинством – а осенний лес озера Таватуй поможет ему ощутить значимость происходящего. Презентации и мастер-классы, были и легенды, гимны и флаги – пусть все это встречает их в начале пути, вслед за окончанием школы, вступительными экзаменами с бешеным конкурсом, субботником по мытью факультета и двумя однодневными поездками в «колхоз».
Пусть они ощутят этот праздник, где именно они – и зрители, и актеры. Где не они для факультета, а факультет для них. Толкаться в переполненных, заплеванных жевательной резинкой коридорах, постигать изнанку жизни, видеть горы пивных (и не только) бутылок после праздников университета и факультетов (и нашего в том числе), стаи курящих и говорящих на неуниверситетском языке у входа в университет – все это им еще предстоит. И вообще, представьте себе, ведь будет время (через 3 года), когда мы сможем сказать: каждый из пяти курсов истфака свою первокурсную юность начал с «Самоцветов» и Таватуя. Может быть, на Таватуе даже появится памятник истфаковскому Орлу. Тогда и досадовать будет не на что – разве что старшекурснику захочется поинтересоваться, чем нынешняя осенняя школа отличалась от той, в которой участвовал он. Ну, а если вы все же хотите сами посмотреть на то, как она будет проходить – такая возможность вам представится. Но для этого вам придется разделить с ее организаторами и участниками всю полноту ответственности за общий успех, за то, чтобы факультетская сентябрьская мозаика была такой же красочной, как листва в таватуйском лесу (на снимке).
То есть записаться в добровольцы (в смысле: кураторы) и убедить Дмитрия Олеговича Лоевского, который в штабе Легиона отвечает за работу кураторов, в том, что вы – именно тот человек, который нужен. Нужен 100-й. Или 101-й. А может, 102-й? Очень может оказаться, что 103-й. Почему бы не 104-й? А как насчет 105-й? А для конферанса? А для ди-джейства? А для внеконкурсной концертной программы – но только такой, чтобы первому курсу показать высокую планку? С этим порядок? Тогда вы достойны на построении Легиона стоять впереди первого курса плечом к плечу с другими кураторами. Тогда – добро пожаловать в золотую, осеннюю сказку! Тогда – добро пожаловать на Таватуй! Неофициальные итоги выездной осенней школы исторического факультета-2004 подводит доцент Алексей Павлович Килин, размышляющий над ходом и результатами этой беспрецедентной по своему значению и содержанию акции... СМОТРИТЕ И ЧИТАЙТЕ ДАЛЕЕ. (перейти)