Работы Югорской археологической экспедиции

Фото: А. Фроленко, М. Гурский, С. Ф. Кокшаров
Текст: А. Солин, М. Гурский.

Предлагаем вашему вниманию фотоотчёт об археологической практике, проведенной студентами исторического факультета в западносибирской тайге. Наша группа, состоящая из двух прекрасных леди и девяти брутальных мужчин, провела три недели вдали от родного Екатеринбурга и запечатлела себя уже в момент отъезда на «большую землю» - в город Нягань. Состав экспедиции: руководитель С. Ф. Кокшаров, друг экспедиции А. П. Малыгин, студенты Андрей Зимин, Саша Фроленко, Настя Торопова, Настя Мотус, Саша Солин, Миша Гурский, Сережа Широхов, Никита Скорняков, Витя Пименов. По прошествии нескольких месяцев, когда мы вновь окунулись в суету городской студенческой жизни и лето осталось далеко позади, нам хотелось поделиться впечатлениями, которые мы получили за 20 августовских дней.

Уверены, что многие из вас, представляющие романтическую сторону работы археологов по голливудским фильмам и приключенческой литературе, откроют для себя что-то новое!!! Как в спектакле, все действо происходило по написанному сценарию и, если говорить языком военных, соответствовало заранее разработанному плану. Итак: Теоретическая подготовка потенциальных участников экспедиции проходила в течение первого семестра, а набор личного состава и знакомство с ним – во втором. Для дальнейшего успешного выполнения поставленных задач необходимо было запастись провизий. Стратегические консервы (тушёнка, сгущёнка) были закуплены заранее. Пока первокурсники, проживающие за пределами Екатеринбурга, восстанавливали силы после летней сессии, Миша Гурский взял на себя функции оптовика-покупателя съестного и перемещал этот груз по городу. Самая необходимая часть нашего рациона - макаронные изделия (на экспедиционном – ЗАЛЕПУХА!) и прочие вкусняшки, необходимые для проживания в тайге: шоколад – свежевыжатые соки, яблоки, персики, печенье, джемы, кексики и конфеты «Бэлочка» – были куплены уже по приезду в Нягань.

Сережа Широхов отдал на общий стол замечательный свиной балык нижнетагильского производства. Напрягало, что «балык» переводится с тюркского «рыба», но все равно было вкусно! Маршрут нашей группы был традиционным для Югорской экспедиции: вокзал г. Екатеринбурга – сутки на поезде - вокзал г. Нягани - пересадка на автобус - через 1,5-2 часа вы оказываетесь в лесном лагере, основанном нашими екатеринбурскими археологами еще в 1994 г. По прибытии на место, наш отряд начал восстановление лагеря, под непрерывными атаками комаров. Прежде всего, была установлена хозпалатка, протоплена баня и реанимировано функционирование пищеблока «Эмдер», которые находились на консервации с прошлых лет. Был сконструирован таежный косметический столик. В первые же дни была совершена экскурсия на знаменитый Эмдер, о существовании которого еще какие-то 20 лет никто не подозревал, так как он был скрыт тайгой на века от археологов. Скажем честно, сейчас городище Эмдер никем не охраняется и здесь полно ям, оставленных кладоискателями. Это, как правило, местные жители разного возраста и занятий, которым скучно в городе и они коротают время в лесу, собирая ягоды, грибы и ищут всякую всячину.

Здесь ничего не поделать: желание найти закопанный клад, быстро и сказочно разбогатеть свойственно не только героям русских сказок, но и нашим современникам! Ямы кладоискателей никогда не спутать с раскопами археологов. Однако об этом мы пока только догадывались. Обеспечив надежный тыл, наша группа взялась за главную задачу – начала раскопки. Прежде всего, пришлось овладеть виртуозной техникой лесоповала и очистить будущее место работ от численно превосходящих деревьев. Неопытный взгляд первокурсника долго не мог понять ценность этого участка леса. И лишь закончив расчистку раскопа от сосен и елей, любой смог увидеть невысокий древний вал. Разбивка раскопа, состоящего из правильных квадратиков 2х2 м, велась студентами, специализирующимися по археологии: А. Зиминым и обеими Настями. Никто не подозревал, что очутившись в тайге, придется скатывать дерн в рулоны, как в половики. После окончания работ скатанным дерном был закрыт весь наш раскоп. Слой за слоем мы начали свое движение к прошлому, расчищая разбитые горшки, собирая косточки и каменные орудия. Первокурсники начали перенимать у своих старших товарищей искусство «идеальных зачисток». Бойцам, находящим особенно ценные артефакты, полагалась боевые сто грамм банка призовой сгущенки. Кроме того отряд занимался различными промыслами. Витя Пименов и Саша Солин соорудили по таёжным обычаям ловушку на боровую дичь. Но, увы, сработала она лишь однажды, и попалась в нее всего лишь кедровка.

Куда успешней оказались ловля рыбы (Андрей Зимин) и сбор брусники (Александр Фроленко и Настя Торопова). Традиционными вечерними развлечениями была распилка заготовленных днем лесин и колка дров. Обилие дерева, помноженное на склонность к изобретательству, подвигло Мишу Гурского и Сережу Широхова на сооружение разнообразных изощрённых механизмов, вроде небольшого макета средневекового требюше, прозванного «шишкомётом», и повергавшего в изумлённое восхищение местных рыбаков. Стоит упомянуть так же о постройке маленького макета крепости с последующим её «штурмом» и разрушением с помощью «шишкомёта». В свободное время, если таковое выкраивалось, в нашем полевом стане проводились игры в шахматы (Андрей Зимин, Витя Пименов) и гадания по картам (Александр Фроленко и Настя Торопова). Для большей проникновенности к истории средневекового Приобья, Алексей Павлович Малыгин читал хантыйский эпос о героях-богатырях древнего города Эмдера. В этом году тайга была крайне приветлива, погода стояла не просто теплая, а знойная, и поэтому в обеденный перерыв можно было лежать, загорая на солнце и попивая холодный освежающий … чай. В лесу мы не только работали, но и занимались неожиданными для нас делами. Никто даже не подозревал, что нам придется спасать сибирскую тайгу от пожара, который начался от непотушенного пожара беспечных рыбаков. Несколько ведер воды в руках екатеринбургских студентов помогли остановить беду!

Одним из центральных событий стал день Археолога (15 августа) и приуроченное к нему посвящение новобранцев. Начало дня было ознаменовано дождем, в связи с которым единственный раз за всю экспедицию работы были приостановлены на полдня. По сценарию, подготовленному Александром Фроленко, обряд инициации проводился Проповедником Билли (Александр Фроленко) и Вождем Краснокожих (Андрей Зимин). Новобранцы были подвергнуты различным испытаниям: полеты на мешках, охота на медведя-летуна, разжигание костра на скорость, а также демонстрация владения пилой «Дружба-2». Апофеозом всего этого представления стал процесс помазанья зеленкой и кропление посвящаемых богатырскими водами могучего Ендыря. Вот так, в трудах праведных и боях суровых, пролетела наша экспедиция. В конце разленившиеся и пообвыкшие студенты лениво снимали бровки, паковали находки и весело закидывали раскоп.

Однако время отъезда зависело не только от завершения раскопок, необходимо было освободить от продуктов хозяйственную палатку-кормилицу. Завершив это приятное дело, приготовив чистые городские одежды и приведя себя в порядок в бане, мы готовились к отъезду. Городской автобус показался в то время, когда мы уже сидели на рюкзаках, готовые расстаться с гостеприимной тайгой и археологическим лагерем, которые, как мы убедились, всегда рады нашему приезду! Уезжая, кроме находок мы увезли с собой много ярких воспоминаний, и пожалуй каждый загадал желание – вновь приехать на берега Ендыря.