Весенняя школа

Как оказалось для студентов исторического факультета эти понятия неразрывно связаны. Итак, вторая весенняя школа, посвященная мудреной, но от этого ставшей еще более милой сердцу ее участников, теме – стала достоянием истории. Некоторые несознательные граждане сетуют на то, что, мол, сайт не оперативно отражает произошедшие события, «тормозит», стремительно не реагирует на актуальнейшие события современности, которые практически каждый день происходят в благословенных стенах исторического факультета… Что могу сказать вам на это? Вы не вполне историки… Быстрота, как известно, важна при ловле блох. А мы, историки, наученные горьким опытом, знаем: чтобы оценить событие – надо отступить от него на приличное расстояние. Как известно – «большое видится на расстоянии».

Вот и сегодня спустя месяц мы можем спокойно и здраво рассуждать об итогах весенней школы. Мелкое и несущественно забылось, важное и ценное – стало видеться четче и яснее. Конечно, жанр данного информационного ресурса, не позволяет отступить на приличествующее историкам расстояние – лет эдак на 20 – 30… Но все же «академическую» паузу мы выдержали… Насколько смогли, так как молчать дольше, честно скажу, больше нет никаких сил! Как известно, к «элите» относят не только высшие слои, какой либо социальной группы, но и «избранные» слои, т.е. тех, кто прошел, выдержал, превозмог суровый отбор.

Этим вторая, можно сказать – уже традиционная весенняя школа, отличалась от первой. Все было не «понарошку», а «взаправдашне»… Писались заявки, конечно, не такие, как на гранты, но все же… Студенты рассказывали о своих научных достижениях, а научные руководители давали характеристики. Дмитрий Алексеевич Редин – один из вдохновителей «весенне-школьного движения». Он следующим образом описывает процедуру отбора кандидатов: «Поскольку первая весенняя школа задала очень высокую планку научной и досуговой организации и вызвала крайне благоприятные отзывы ее гостей и восторженные – студентов-участников, то желающих попасть на вторую школу было много. Как и в первый раз, количество мест было строго ограничено. Не более тридцати.

Для того чтобы попасть в число участников, студенты должны были заполнить заявку, включавшую в себя: кроме анкетных данных и общих сведений о научном руководителе; название темы научной проблемы, над которой работает заявитель; перечень основных работ отечественных и зарубежных исследователей по данной проблеме; сведения об источниковой базе и методах исследования; описать основные результаты и выводы по проблеме, сделанные на текущий момент; список авторских публикаций (при наличии таковых).

Сразу надо заметить, что заведомо слабых заявок подано не было. Отборочной комиссии пришлось провести очень трудную аналитическую работу: из 57 поданных заявок отобрать искомые 30, и на основе рейтингового голосования, что называется, с «тяжелым сердцем» отклонить часть претендентов, основываясь, зачастую, на формальных основаниях». Особенно интересный фрагмент заявки – предложение сформулировать – чего вы ждете от весенней школы.

Кто-то подошел к этому разделу формально, а кто-то «выложился», видимо посчитав это важным, и не прогадал. Как правило, эти кандидаты попали в число «избранных», «элиту» то есть. С позволения авторов приводим некоторые фрагменты из заявок кандидатов, которые теперь с полным правом могут считаться историческими источниками:

Претендент №1: «Мои ожидание от участия в Весенней школе самые позитивные. Как научные: подъем исследовательской активности, обоснование и поддержание научного интереса в изучаемой области, удовлетворение интереса о новых неизвестных мне исследованиях; так и личные: знакомство с людьми, разделяющими мои научные и познавательные интересы, подержание и единение духа студенчества, «корпорирование» научного коллектива УрГУ».

Претендент №2: «По словам моих однокурсников, уже успевших побывать на этом мероприятии в прошлом году, Весенняя школа – одно из тех событий, пройдя мимо которого многое потеряешь в смысле общения с преподавателями, заинтересованными в развитии научного и творческого потенциала нашей страны, и, конечно, со студентами, радующимися весеннему ясному солнышку и свежему воздуху.»

Претендент №3: «Полагаю, что, приняв участие в этом научном проекте, я получу возможность повысить свой уровень знаний и приобрести множество полезных навыков. Я думаю, что в процессе взаимного и содержательного общения рождается множество содержательных и свежих идей».

Претендент №4: «Ожидания от весенней школы. Этот момент кажется мне настолько существенным, что я решил даже вынести его отдельным пунктом за рамки основной части Заявки. Дело в том, что я принимал участие и в прошлой Выездной весенней школе, еще будучи второкурсником. Именно там, пожалуй, впервые оценил по-настоящему, что такое исторический факультет как сообщество очень интересных и талантливых людей – преподавателей, студентов. Преподаватели предстали в совершенном ином ракурсе, чем в повседневном учебном процессе, а студенты... Я завел множество интересных, полезных и нужных знакомств как со старшекурсниками, так и с теми, кто младше. Уже этой зимой я принял участие во всероссийской студенческой конференции в Тобольске – и вновь был поражен тем, сколько есть талантливых людей вокруг, а еще больше – тем, что все-таки значительная их часть почему-то сосредоточилась на 4 этаже 4 же дома по улице Тургенева в Екатеринбурге. Интересным ведь было не просто составить тезисы, послать их и потом выступить с докладом. Интересно было также ехать на поезде, проживать в общежитии местного рыбтехникума, совершать отважные рейды по ночному Тобольску. Из этого множества мелочей (общения) складывается обаяние мероприятий, проводящихся вдали от вашего основного места обучения. На мой взгляд, в таких мероприятиях, как выездные школы, конференции фактор общения стоит даже выше фактора познания. Таким образом, это скорее праздник, приключение. Ради таких моментов и существует весь остальной учебный процесс, как бы он ни был приятен. И дело не в том, что вы познаете что-то новое – нет, главное, что вы открываете что-то новое в себе и возвращаетесь обновленным, с большим запасом энергии. Возможность поговорить с приглашенными специалистами и со своими собственными преподавателями, которые предстают совсем по-иному, чем в обыденности – это тоже очень здорово. Поэтому чего же можно ожидать от подобного мероприятия? Прежде всего – радости общения и того особенного развлечения, которое доступно только людям, связанным с наукой историей: дискуссии, взаимообогащающего спора, а еще – восполнения запаса бодрости. По крайней мере, таковы мои ожидания от весенней школы».

Вот такие, явно не скромные были ожидания. Оправдались ли они? Об этом вы узнаете, если наберетесь терпения и прочтете весь материал до конца. Решение о выборе лучших – далось нелегко. Были споры, учитывались оценки экспертов и масса нюансов, которые, смело могу заверить, основывались исключительно на профессиональных качествах кандидатов.

Вот результат: (список студентов – участников весенней школы). 1. Андриенко Мария 2. Артемова Валентина 3. Боровков Павел 4. Бугров Константин 5. Волкова Екатерина 6. Грицюк Екатерина 7. Иоффе Всеволод 8. Киселев Михаил 9. Крылова Анастасия 10. Ледовский Денис 11. Лепихина Юлия 12. Мальшакова Надежда 13. Носов Илья 14. Охлупина Ирина 15. Попов Андрей 16. Пустозерова Галина 17. Ракина Юлия 18. Ребрина Елена 19. Сенная Ольга 20. Соловьева Татьяна 21. Сосновский Максим 22. Старостин Алексей 23. Федорова Дина 24. Фомин Михаил 25. Чепурина Мария 26. Шаманова Юлия 27. ШтанинаМария 28. Штеркель Петр 29. Щелконогова Мария

Естественно, что и этот список мы склонны рассматривать как повод для анализа, поэтому приведем выводы, которые были сделаны Д.А. Рединым на основе статистических материалов, которые глубокой ночью (или ранним утром) составил Д.В. Бугров: «Сегодня можно опубликовать некоторую статистику, извлеченную из «закулисья» отборочной комиссии:
ИТОГИ подачи заявок:
Всего заявок - 57
Участники весенней школы-2003 - 9 Юноши - 22 Девушки - 35
1-й курс - 1
2-й курс - 9
3-й курс - 24
4-й курс - 22
5-й курс - 1
Представлены специальности (количество человек, подавших заявки): история – 37 историко-архивоведение – 11 документоведение и ДОУ – 7 социально-культурный сервис и туризм - 2
Представлены научные руководители с кафедр (кол-во человек, подавших заявки): новой и новейшей истории – 20 истории России – 16 документационного и информационного обеспечения управления – 10 древнего мира и средних веков – 7 археологии, этнологии и специальных исторических дисциплин – 2 архивоведения и истории государственного управления – 1 регионоведения РФ и стран СНГ (факультета международных отношений) – 1

Для знающих положение дел на истфаке, количественное соотношение обучающихся на его специальностях, специфику учебных планов последних, представленная картина будет вполне предсказуемой и красноречивой. Распределение заявок по курсам тоже укладывается в общую логику: первокурсники еще не достаточно уверенно чувствуют себя на ниве научно-исследовательской работы, пятикурсники весной выходят на завершение дипломных работ, поэтому основная масса желающих принять участие в школе выпадает на студентов 3 и 4 курсов.

Некоторой случайностью выглядит преобладание заявок документоведов над историками, специализирующимися по кафедре истории Древнего мира и Средних веков; больший паритет наблюдался в прошлом году между студентами специализаций кафедр истории России и новой и новейшей истории, но так или иначе, повторимся, ситуация по структуре отборочной базы явилась вполне закономерная». Оценка Д.А. Редина относительно документоведов, на мой взгляд, субъективна, т.к. эта специальность явно демонстрирует прогресс. Лучшая группа УрГУ, области и третья по УрФО – именно группа документоведов (И-405). Не подкачали девушки и демонстрации своих талантов на весенней школе, но об этом позже…

От этих стен три микроавтобуса отбыли в назначенный день и час в направлении места проведения Весенней школы. Само собой разумеется, что этим местом мог быть только санаторий, который называется «Весна». То ли санаторий назвали в честь нашей школы, то ли выбор организаторов был предопределен название, история об этом умалчивает, но то, что мы наилучшим образом подходим друг другу доказало успешное проведение второй весенней школы. Приятной неожиданностью для всех участников школы явилось посещение границы Европы и Азии. Решение родилось спонтанно в голове Виктора Ивановича Байдина, который в пылу рассказа об уральских достопримечательностях, просто не мог проехать мимо этого места. Александр Борисович Каменский впервые посетил это место. Название школы, вывешенное в коридоре пансионата, было призвано не только напоминать собравшимся о цели приезда, но и внушать благоговейный ужас непосвященным.

Одним из выдающихся результатов этой школы явилось то, что больше половины ее участников могли самостоятельно, без запинки на третий день наших штудий произнести тему Весенней школы. При этом произнести осмысленно и убедительно А уж название ШТАБ, просто создавал ощущение настоящей борьбы за знания. Был на весенней школе не только штаб, были и генералы и офицерский корпус, и элитные гвардейские полки студентов. К генералам, отнюдь не «свадебным» а самым настоящим – боевым можно отнести гостей школы. Вот они, как и положено «впереди на боевом коне». Михаил Вадимович Бибиков, д.и.н., зам. директора Института всеобщей истории РАН (Москва). Тема: «Генезис и парадигматика идеи власти в Византии». Александр Борисович Каменский, д.и.н., профессор, зав. кафедрой древней и новой истории России ИАИ РГГУ (Москва). Тема: «Современные подходы к изучению прошлого и проблемы социальной истории России XVIII века».

Тематика лекций не была случайной. Можно с уверенностью сказать, что она была продумана организаторами до мелочей. Д.А. Редин так рассказывает об этом: «В этом году приглашенными лекторами школы были историки, широко известные в своими трудами в стране и за рубежом, доктора исторических наук Михаил Вадимович Бибиков, заместитель директора Института всеобщей истории РАН и Александр Борисович Каменский, заведующий кафедрой древней и новой истории России РГГУ. Общая тема, предложенная в качестве лекции М. В. Бибиковым, была названа «Блеск и нищета василеев: генезис и парадигматика идеи власти в Византии». Она предполагала обсуждение ряда более частных проблем: идея императорской власти в Византии (генезис, структура и эволюция); нестабильность верховной власти в Византии, отсутствие юридически определенной системы престолонаследия в империи; функции власти в ее византийской специфике; опора императорской власти; структуры государственной элиты Византии, их социальная динамика, феномен фаворитизма и т. д. А. Б. Каменский предложил вниманию участников школы лекцию на тему: «Современные подходы к изучению прошлого и проблемы социальной истории России XVIII в.». На обсуждение были вынесены проблемы, связанные с хронологией русского XVIII в. и его осознания в современной историографии (чем является XVIII столетие в нашей истории: поздним средневековьем или периодом новой (ранней новой) истории?); вопросы изучения повседневной жизни российской провинции периода ранней империи с точки зрения состояния источников, методов их исследования и историографических интерпретаций; опыт реконструкции социально-психологического портрета русского провинциального аристократа XVIII в., внутриобщинных отношений в повседневной жизни русской городской провинции». Был и «план генерального сражения». Таковым с полным правом могла считаться Программа проведения весенней школы.

Этот документ гласил: ПРОГРАММА ВЕСЕННЕЙ НАУЧНОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ ШКОЛЫ «СОЦИАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ: НОВЫЕ ПОДХОДЫ» 2004 г.

РАСПИСАНИЕ занятий весенней школы:
03.05.2004 г. (понедельник)
11.00 – 13.00 – актовые лекции М. В. Бибикова и А. Б. Каменского
16.00 – отъезд к месту проведения школы автобусом от главного корпуса УрГУ;
18.00 – прибытие, размещение;
19.00 – ужин, свободное время.
21.00 – кефир!
04.05.2004 г. (вторник)
9.00 – 10.00 – завтрак;
10.00 – 13.00 – открытие школы, мастер-класс М. В. Бибикова;
13.00 – 15.00 – обед;
15.00 – 18.00 – дискуссия по проблематике мастер-класса М. В. Бибикова;
18.00 – 19.00 – свободное время;
19.00 – ужин, культурная программа (знакомство участников школы; вечер факультетской песни: традиции поколений).
21.00 – кефир!
05.05.2004 г. (среда)
9.00 – 10.00 – завтрак;
10.00 – 13.00 –мастер-класс А. Б. Каменского;
13.00 – 15.00 – обед;
15.00 – 18.00 – дискуссия по проблематике мастер-класса А. Б. Каменского;
18.00 – 19.00 – свободное время;
19.00 – закрытие школы; торжественный ужин, концерт преподавательской и студенческой команд.
21.00 - Тут уж не до кефира…
06.05.2004 г. (четверг)
9.00 – 10.00 – завтрак, отъезд в г. Екатеринбург.

Программа школы была насыщенной. Но в отличие от предшествующей школы каждый день был закреплен за отдельным гостем. Конечно, элемент состязательности и сравнения был потерян, но зато появилась возможность на целый день погрузиться в иное время и в иные обстоятельства. «Мишки в лесу», как и в прошлый раз, служили великолепным фоном, на котором еще более ярко блистала острота мысли, глубина анализа и эрудиция лекторов. Студенты не остались в долгу. Их вопросы соответствовали уровню выступавших и преподаватели, несомненно, испытывали в связи с этим плохо скрываемое чувство гордости. Не только лекциями, но и ни чуть не менее значимыми беседами в кулуарах, запомнилась школа.

Как только представлялась возможность, студенты и преподаватели вырывались на свежий воздух и стройными рядами, а порой и неорганизованными группами прочесывали окрестности санатория. Именно во время этих «путешествий» происходило живое общение метров и студентов. Впрочем, были и мероприятия, которые, являясь неизменным атрибутом «красивой жизни» современного истеблишмента, навевали в памяти Римскую империю периода упадка, когда большая часть государственных дел решалась в термах. Речь идет о сауне, которую на этот раз освоили преподаватели.

Отзыва были исключительно в превосходной степени. Свободного времени практически не было. Постели в некоторых номерах на протяжении всей школы оказались не расправленными, так как их хозяева не сомкнули глаз и не преклонили головы ни на секунду. Лекции, беседы, подготовка к выступлению – репетиции, столь полюбившийся преподавателям девятичасовой КЕФИР – все это сплеталось в череду событий, которые стремительно подгоняли время, поэтому все три дня пролетели практически незаметно. Зримым воплощением связи времен и единения поколений, был песенный вечер. (ВИДЕО 17,8 МБ) Тексты студенческих песен прошлых лет, подготовленные еще к осенней школе, пользовались большой популярностью. Надеюсь не из-за того, что раздавались даром. В эту «копилку народной мудрости», нынешние студенты внесли свой посильный вклад, исполнив песни собственного сочинения, в частности - посвященные новгородскому раскопу. Несмотря на возможные последствия, связанные с санкциями за принудительное использование детского труда, мы все же приводим этот нетленный шедевр целиком:

РАСКОП ПО ПЛАНУ
Музыка Е. Летов, Слова М.Киселев

Усадьба Б* просыпается с дождем,
А боярин Нос** совсем усоп,
Он разложился на кожу, кости и навоз,
А раскоп всё идет и идет по плану.
И земля превращается в грязь,
И все идет по плану,
Все по нивелиру.
Еще на первом курсе сказал я себе
Не участвовать больше в раскопках любых,
Но в руках моих штык-лопата и совок,
Как это трогательно – штык-лопата и совок,
И вот носилки уж полны,
И все идет по плану,
Все идут к отвалу.
Один лишь дедушка Янин хороший мужик,
А Поветкин решил замучить нас всех,
Он играл на сопелях, гуслях и гудках,
Но три часа – это все же много…
***
Я купил журнал «Сибирь»,
Там тоже хорошо.
Там товарищ Кокшаров,
Там тоже, что у нас
Я уверен, в этот миг они копают.
И все идет по плану,
Все по нивелиру
Нас подняли ночью прямо в раскоп
Мы все думали, что это будет расстрел,
Но нам дали в руки лопаты-совки,
И сказали, чтоб завтра был материк!
Мы копаем среди ночи и знаем,
Что все идет по плану,
Грамоты по плану…
Вот...!
* Одна из трех усадеб на Никитском раскопе, на которой идут работы
** Реальное историческое лицо XIV века.
*** Написано под воздействием трехчасовой лекции В.И. Поветкина, посвященной проблеме музыкальной культуры Руси, на которую мы пришли после восьмичасовой работы на раскопе.

После окончания «тяжелых учебных будней», когда все лекции были прочитаны и выслушаны – студенты и преподаватели – усталые, но довольные запечатлелись на фоне леса и медведей. Слово «гимн» вызывает в сознании рядового россиянина музыку из приемника на кухне в шесть часов утра. А у студентов исторического факультета образ орла, который, расправив крылья, держит в когтях эмблему шестого легиона.

По традиции наших корпоративных встреч, их открывает гимн, который пусть и под фонограмму, все участники вечера исполняли с большим воодушевлением. Заслуженной наградой для студентов стали дипломы участников конференции, полученные из рук Дмитрия Витальевича Бугрова. А лучшим из лучших досталось горячее рукопожатие Александра Борисовича Каменского и ценные, очень красивые и толстые книги.

Участники многочисленных научно-практических конференций, которыми в прошлом изобиловал календарь историков, знают, что кульминационным событием является банкет. В условиях построения основ рыночного хозяйства гастрономическим и винным изобилием уже никого не удивишь и поэтому основным «блюдом» являлись выступления студентов и преподавателей. Было сказано много добрых теплых и хороших слов. Как известно, историки являются мастерами слова. Тосты произносились практически без перерыва, по протяженности могли соперничать с выступлениями на семинарах и коллоквиумах…

Таково было желание выплеснуть чувства, которые переполняли собравшихся. Заслушавшись витиеватыми тостами Д.В. Бугрова, А.Т. Шашкова, Д.А. Редина, А.Б. Каменского, В.И. Байдина и прочих ораторов, празднующие порой забывали о выпивке и закуске, которые нетронутыми простояли в ожидание своего часа. Не только тосты, но и высокое искусство привлекало внимание собравшихся. Количеству, а тем более качеству выступлений могла позавидывать труппа какого-нибудь провинциального театра…

Следует сказать, что вдумчивый зритель не без основания может усмотреть в отдельных номерах процесс обольщения некоторых представителей препсостава, черезчур компетентных в области источниковедения :-))) Удивили студенты, которые в короткие сроки в походных условиях, подготовили представление. «Пойдя в народ» они активно вовлекали в свое действо преподавателей, по ходу слегка издеваясь над ними. С чистыми намерениями, разумеется. . . Действуя на грани дозволенного, смело сочетая эротику и артистизм, Восток и Запад, культ обнаженного тела и качество кроя своих костюмов – выступили загадочные танцовщицы, посвящавшие в своей дневной жизни изучению ДОУ.

Дмитрий Витальевич Бугров (в роли восточного шейха) выглядел вполне убедительным и чувствовал себя в столь колоритном окружении вполне естественно. На фото – он максимально одет. На фоне столь ярких выступлений преподаватели рисковали затеряться. Но таланты, дремлющие под спудом учёности, дали о себе знать. Костюмы, артистизм, молодецкая удаль в сочетании с концептуальным подходом – все это предопределило успех. «Лес и степь» слились в порыве творческого экстаза - зритель ликовал! . . Содержание постановки раскрывать не будем, дабы не лишать преподавателей возможности выступить с этим шедевром еще раз. Отметим, что впервые в практике выступлений были использованы самые современные технические средства, что позволило преподавателям освободить свои руки от текстов, но потребовало острого взгляда и быстрой реакции.

Особенно это потребовалось в самом конце выступления, когда из-за топота множества ног шнур выскочил из гнезда ноутбука, луч проектора погас, путеводный экран стал мертвенно бледным и преподаватели стали жадно искать глазами спасительную шпаргалку, но всё обошлось. Ни один преподаватель не пострадал. Символом единения Востока и Запада, татар и поляков, мужчин и женщин, студентов и преподавателей, настоящего и будущего исторического стало фото на память. А потом была дискотека. Как и полагается, она была решена в ретро стиле. В роли диск-жокея выступал САМ Д.В. Бугров уже второй год подряд стремящийся привить студентам чувство стиля и уважение к классике. Вызвать в их генетической памяти звуки той музыки, под которую, возможно, эти самые студенты и были… задуманы. Поистине фантастичным был танец, который в едином порыве начали исполнять все участники – речь идет о зажигательной джиге. Спустя некоторое время, так приятно предаться воспоминаниям о прошедшем. Тем более что это практически наша профессия.

Приведем некоторые воспоминания участников школы. Хочу обратить ваше внимание на то, что если и вас есть что сказать, развенчать, формирующийся на ваших глазах миф, то - милости просим. Вы можете написать, например, что кефир был не таким уж и вкусным, или, что за праздничным столом было выпито практически все…, пожалуйста. Адрес электронной почты в нижнем левом углу. Очевидно, что этот сайт будет таким – каким вы захотите его видеть, каким материалом вы его наполните. В противном случае – это будет очередная «доска объявлений» – только не в коридоре, а на экране монитора. Мы готовы поместить ваши воспоминания.

Пополнить с вашей помощью этот исторический источник. «Сейчас, спустя почти месяц с момента завершения мероприятия называемого «Весенней школой исторического факультета УрГУ», самое время писать именно ВОСПОМИНАНИЯ, однако, чтобы не бросаться словами, ограничусь тремя тезисами. Тезис первый: Восхищение. Именно восхищение и истинное уважение хотелось бы выразить автору (или авторам) замечательнейшего названия школы: «Евразийская идентичность в контексте структур повседневности». (Что в переводе с латинского, видимо, означает «все одинаковые», во всяком случае, это был наиболее часто предлагаемый вариант). Название это стало неиссякаемым источником вдохновения, приведшим к созданию итогового номера, представленного на банкете. Тезис второй: Атмосфера. Долго говорить о духе корпоративизма и отсутствии формализма в общении не имеет смысла, но есть одно наблюдение, которое, на мой взгляд, ярче всего описывает эту дружественную и домашнюю атмосферу, царившую в санатории «Весна». Представьте себе заместителя директора Института всеобщей истории РАН, доктора исторических наук, профессора М.В. Бибикова или заведующего кафедрой древней и новой истории России Историко-архивного института РГГУ, доктора исторических наук, профессора А. Б. Каменского, стоящими за кафедрой на фоне настенного ковра с картиной Шишкина «Мишки в лесу» и читающими лекции на темы, в изучение которых они вложили практически все свои жизни. Представили? (Вообразить эту картину действительно важно!!!).

А теперь представьте, что непосредственно перед ними, на расстоянии вытянутой руки сидели люди, представители провинциального (не хочу никого обидеть) Уральского университета, В ДОМАШНИХ ТАПОЧКАХ, БЕЗ НОСКОВ. Где еще такое увидишь? Тезис третий: Благодарность. Эту самую благодарность хотелось бы выразить не только организаторам, гостям из Москвы и непосредственным участникам этого события, но работникам санатория «Весна», которые мужественно переносили полуночное нашествие татаро-монголов и прочих «варваров», и вместе со всеми задавались вопросом: «What we can do with drunk sailor?» Ребрина Е.Ю. И-304 (на фото - слева) «Безусловно, главной целью моего участия в весенней школе было знакомство с современными подходами в области изучения социальных процессов. И, несмотря на то, что моя исследовательская работа не совпадала полностью с заявленными аспектами данной проблематики, школа позволила приобрести знания, которые будут использованы в собственной работе. Дни были насыщены лекциями выдающихся ученых в области исторической науки - М.В. Бибикова и А.Б. Каменского, дискуссиями и т.д. Особенно запомнилась прогулка студентов с М.В. Бибиковым, в результате которой удалось ознакомиться не только с научными достижениями историка, но и с его практическим опытом в сфере социальных отношений (например, взаимоотношения англичан и ирландцев). По окончанию весенней школы преподаватели организовали замечательный праздник, в котором также приняли участие и сами студенты.

Незабываемый восторг вызвала театрализованная постановка, в которой выявились и актерские способности наших преподавателей. Завершением праздника стали танцы под мелодии 80-х. Такая теплая атмосфера позволила прийти к выводу (естественно, на основе компаративного исследования ментальности преподавателей и студентов :-))), что преподаватели исторического факультета в душе студенты, в каждом есть нотки задорного студенческого юмора. Нас всех объединяют одни и те же песни, интересы, вот только нам, нынешним студентам исторического факультета, еще нужно многое изучить, чтобы подняться до интеллектуального уровня преподавателей. Бесспорно, весенняя школа - это важное событие в жизни каждого участника.

Это возможность реализовать свои духовные потребности, познакомиться с новыми людьми и почувствовать себя членом большой факультетской семьи». Марина Щелконогова И-304 (на фото - справа) «Вот и наступило студенческое счастье: сессия позади! Да еще и такая сложная, как не порадоваться?! Правильно говорят, весело студенту живется от сессии до сессии. Это только она сессия долго тянется, а студенческие будни почему-то быстро проходят: хо-ба первый курс пролетел, хо-ба второй пронесся. Так и кончатся славные студенческие годы! Грустно. Вспоминаешь, а что такого особенного было в этом году: множество лекций и семинаров, гулянки и другие развлекухи. Я уверен, что у других студентов учеба и развлечения составляют две противоположные группы воспоминаний (соответственно со знаком «–» и «+» ), а у многих студентов истфака Уральского государственного университета они объединены памятью о II Весенней исторической школе, ставшей прекрасным сочетанием учебы и отдыха. Только не падайте со стульев, читая её официальное название: «Евразийская идентичность в контексте структур повседневности».

Внушает? Вот, вот, я тоже до конца не понял, что это означает. Но, несмотря на заумное название, которое, как потом пояснил наш декан Дмитрий Бугров, было плодом коллективного творчества, эта школа была красочной и интересной. Основная изюминка школы заключалась в том, что перед студентами выступали известные на всю страну историки доктора, профессора столичных вузов, авторы толстенных монографий, помогающих молодому историку прочувствовать изучаемую им эпоху, понять, чем в то время жили, о чем думали и мечтали люди. Шутка ли, нам предстояло прослушать лекции специалиста по Византии Михаила Бибикова и знатока отечественной истории XVIII века Александра Каменского (историкам слушать их лекции, все равно, что журналистам присутствовать на выступлении Владимира Познера!)

Но слушать мэтров довелось лишь 29 студентам истфака, потому что строгий конкурсный отбор отсеял значительное число претендентов. Тем же, кому посчастливилось поехать в санаторий под Новоуральском, где и проходила весенняя школа, предстояло погрузиться в историю византийского императорского двора, а также в повседневную и заурядную жизнь провинциального городка Бежецка Тверской губернии. Лекции и научные дискуссии занимали почти всё свободное время, а еще нам, молодым историкам, нужно было придумать забавные сценки на около исторические сюжеты, чтобы не ударить в грязь лицом, перед уже заранее приготовившими выступление преподавателями (кстати, они в своем выступлении представили татаро-монгольское иго великим благом, посланным небом для налаживания диалога между западом и востоком). (Извините, что встреваю, но это не так. Сценарий писался о ходу, а костюмы были взяты на прокат исходя из примерных прикидок.

Еще раз прошу прощения – А.К.) Всего лишь две бессонных ночи и наша сценка (скорее, концептуальная постановка – А.К.) была готова (а знаете, как весело было вместе придумывать всяческие шутки про графа Дракулу и Ивана Грозного?), ну и выступили мы естественно под бурные аплодисменты аудитории. Но самое главное, мало в российских вузах таких факультетов, где у студентов и преподавателей настолько развит корпоративный дух, как на истфаке УрГУ. Могу лишь предложить министерству просвещения внедрять такую форму образования в российские университеты, институты и колледжи, и вы, господа чиновники, будете удивлены ростом успеваемости отечественного студенческого братства». Алексей Старостин И-201 К последней рекомендации может и стоит прислушаться, но не думаю, что ее стоит реализовывать. Если за это дело возьмутся чиновники, то оно будет обречено. Энтузиазм, инициативу, экспромт, оригинальность не стоит загонять в сухие рамки учебного плана. Наша школа хороша, в том числе и тем, что она является скорее исключением, некой «отдушиной», она выделяет наш факультет из ряда прочих. Когда подобного рода мероприятия будут проводиться у всех, мы, из природной непоседливости, всё равно придумаем что-то свое, особенное… А теперь предоставим слово, от лица преподавателей, Дмитрию Алексеевичу Редину. Его впечатления вскоре в полном объеме будут опубликованы на страницах «Известий УрГУ»: «С 2003 г. на историческом факультете УрГУ началось проведение научных студенческих школ, объединенных общей теоретической проблемой, нашедшей отражение в «серийном» названии школ: «социальная история: новые подходы». Глобальность заявленной проблемы столь очевидно велика, что, позволяя сохранять некоторое тематическое единство и цельность, она, в то же время, дает широкие возможности собирать под один кров историков, чьи узко специальные интересы далеко расходятся между собой. Календарно проведение школ выпадает на последние числа апреля – первые числа мая; этот, по началу случайный, выбор закрепился в текущем году, окончательно определив школы по социальной истории как весенние. Проведение школ преследует несколько целей, которые тесно обусловлены друг другом. В первую очередь организаторам представляется важным познакомить студентов факультета с наиболее яркими и профессионально состоявшимися