Весенняя научная школа

Автор текста - Евгения Шмелёва
Авторы фото - Иван Губанов, Виктория Дурницына, Светлана Юрьевна Зырянова

Долгожданное весеннее настроение приходит на исторический факультет с очередной Весенней школой. Научная студенческая историческая школа – событие, которого ждут все студенты. Из десятков заявок на мероприятие попадают только самые-самые. Уже за месяц до школы ребята начинают ревниво терзать друг друга вопросом: «Ты будешь писать заявку?».

На этот раз школа стала поистине особенной: она обрела гордое название X Юбилейной и международной школы. Международной -- потому, что исторический факультет принимал европейских коллег – профессоров из Франции и Венгрии, а также венгерских студентов. Кроме того, чутким взглядом магистранта Алексея Прокопьева было замечено, что на нынешней школе впервые за 10 лет представлены студенты всех шести курсов! Темой X Весенней научной студенческой школы стала Россия, а точнее мифы, клише и стереотипы о русских, России и российской истории. Тема, актуальная и дискуссионна.

Россия по сей день остаётся загадкой для иностранца, нашу душу не понять, наверно, никому, но подобные встречи позволяют сделать шаг к преодолению барьеров. Эту школу мы ждали с большим нетерпением, чем предыдущие, поскольку впервые лекторами выступали преподаватели из других стран. Все были в предвкушении: как же делается историческая наука там, за рубежом. К сожалению, я и мои одногруппники, студенты магистратуры 2 года обучения, отправлялись на школу в последний раз, поэтому было немного грустно. Дружно погрузившись в автобус, мы отправились за город, где нас уже не в первый раз принимает база отдыха «Зелёный мыс». Мы «хором» выспались за два часа дороги, поэтому первый вечер Весенней школы растянулся надолго. В этот вечер дистанция между Европой и Россией очень быстро и легко сократилась, благодаря знакомству с венгерскими студентами. Теперь, когда я пишу отчёт о школе, мне хочется называть их не иначе как друзьями. Стеснение в общении исчезло сразу, как только мы познакомились. К чести наших гостей – все они прекрасно говорят на русском языке.

Найти общий язык историкам оказалось совсем легко, поэтому, уже к полуночи мы знали друг о друге многое и даже успели обсудить стереотипы о русских, которые существуют в Венгрии. Мы жаждали узнать всё, что они думают о нас, ведь не каждый день можно так близко пообщаться с европейцами. Не открою большого секрета, если скажу, что нас считают заядлыми пьяницами и что мы очень любим баню. Но что удивительно, одна из студенток, Дора, сказала, что в Венгрии думают, что каждый русский умеет играть на гитаре. Ну что ж, хотя бы не на балалайке! К своему стыду, мы вынуждены были признать, что очень мало знаем о самой Венгрии, поэтому, мы подробно расспрашивали ребят об их студенческой жизни и стране в целом. В первый день состоялся мастер-класс доктора, профессора Университета Париж IV Сорбонна Франсин-Доминик Лиштенан.

Буквально накануне, она выступала с открытой лекцией в стенах исторического факультета. В рамках Весенней школы у нас появилась возможность познакомиться с ней поближе. Утончённая француженка, какой я её себе представляла, оказалась очень открытым, удивительно близким к студентам человеком. Мы не отходили от неё даже в минуты перерыва между лекциями. Тема семинара была сформулирована следующим образом: «Французские предрассудки и стереотипы о русских и России». Но тема разговора вышла далеко за рамки, мы обсуждали не только «французские» предрассудки. Мадам Лиштенан представила целую плеяду иностранцев XVI – XVII вв., писавших о России. В рамках мастер-класса даже мне посчастливилось стоять рядом с лектором и озвучить доклад о роли иностранных дипломатов в формировании стереотипов о России в XVI в.

В целом, с помощью госпожи Лиштенан нам выявить устойчивые зарубежные стереотипы о русских: пьянство, щёгольство, лень, лживость и необразованность. Нам, возможно, будущим преподавателям истории, профессор Лиштенан дала мастерский урок, как проводить лекцию, как овладеть аудиторией. Ни на секунду мне не хотелось отвлечься от её речи, ведь она действительно вела с нами диалог. Думаю, всем запомнилась работа с текстами исторических сочинений и гравюрами, на которых мы искали незаметные с первого взгляда вещи, характеризующие наши национальные черты. Профессор обратила наше внимание на то, что историк прежде всего должен обращаться к источнику, досконально и внимательно изучать его. Даже наши преподаватели отметили высокий уровень работы мадам Лиштенан со студентами, её безупречный профессионализм. Профессор Лиштенан – удивительный человек (кто ещё владеет девятью языками, четырьмя из которых – в совершенстве!), выдающийся историк.

Кроме того, мы задавали вопросы о возможной учёбе во французских университетах, на которые профессор с удовольствием ответила. Впечатления о её выступлении ещё надолго запомнятся каждому из нас. Вот уж, поистине, МАСТЕР-класс! Вторая бессонная ночь прошла в работе над предстоящей сценкой для преподавателей и наших иностранных гостей. Ну а кроме этого, мы всё больше сдружились с ребятами из Венгрии. Не обошлось, конечно, и без традиционных песен под гитару. Следующий день принёс нам новые впечатления. На этот раз лектором был Дюла Свак – доктор исторических наук, глава Центра русистики Будапештского университета им. Лоранда Этвеша. «Мифы и стереотипы о специфике России в прошлом и настоящем» - так был озаглавлен мастер-класс доктора Свака. Я даже не могу назвать это лекцией, этот мастер-класс, как и в первом случае, был, прежде всего, диалогом с нами.

Первое, что профессор Свак сказал нам, это то, что он является убеждённым и профессиональным русофилом. Это было приятно слышать. Интересно то, что «русофил» говорил с нами о русофобии – о России глазами иностранцев разных исторических эпох. И вновь лектор поражает аудиторию своим умением заинтересовывать слушателей. Он мастерски использовал в своём выступлении визуальные презентации, статистические данные. Мы даже прямо на лекции провели небольшой опрос и оценили европейские народы по 7-балльной шкале и тут же подсчитали результаты. К слову, видимо дружба с венгерскими студентами и великолепная лекция доктора Свака сделали своё дело – Венгрия оказалась в этом вопросе далеко не на последнем месте, за что нас поблагодарил сам лектор. Как и в первый день школы, слово досталось и студентам. Каждый из гостей выступил с докладом, касающимся представлений о России и русских глазами иностранцев. Мы благодарили каждого из них аплодисментами, ведь довольно тяжело было выступать перед публикой, читая доклад на чужом языке. Мне запомнилось выступление венгерской аспирантки Доры Пёлхе, которая отобрала потрясающие венгерские фильмы, изображающие русских.

Отрывки были подобраны настолько удачно, что образ русских в этих фильмах оказался очень ярким и забавным – мы дружно смеялись всем залом. Это, кстати, ещё один незаурядный пример преподнесения информации аудитории, с чем Дора справилась на «отлично». Профессор Свак коснулся также и стереотипов о самой Венгрии, о том месте, которое они занимала и занимает в сознании европейских народов. Безусловно, таким образом, расширились и наши представления об этом государстве, о национальном характере венгров. Не знаю почему, но от обоих лекторов чувствовалась доброжелательность, открытость, заинтересованность в каждом из нас, в своих слушателях – они отвечали на каждый наш вопрос обстоятельно и подробно. Это был урок непревзойденного преподавательского мастерства, но также и урок живого общения с людьми, пропитанного дружбой и взаимопониманием. Подводя итоги двухдневных лекций, было сказано много слов благодарности нашим лекторам от первого проректора Д. В. Бугрова, от декана факультета В. А. Бабинцева, от преподавателей исторического факультета. Всем участникам X Весенней школы были вручены памятные дипломы.

Признаюсь, что получить диплом и доброжелательную улыбку от профессора Свака было очень приятно. По секрету скажу, что всем участникам презентовали вкусный венгерский шоколад! По традиции преподаватели и студенты в этот же вечер были приглашены на товарищеский ужин. Мы ещё раз поблагодарили наших гостей за присутствие и опыт, который мы приобрели, подняв за них бокалы. Развлекательную программу вечера открыла наша студенческая сценка, которую мы репетировали две ночи подряд. Отдельное спасибо нашему «сценаристу» - магистранту Жене Емельянову: именно он придумал сюжет нашего выступления. Конечно, не могли мы обойти венгерскую и французскую тему в своём представлении, именно поэтому мы представили историю о герое освободительной войны венгров против Габсбургов Ференце Ракоци и его приключениях в России и Франции. Здесь получили отражение многие стереотипы о русских – и пьянство, и русская баня , и даже медведь! Артисты-студенты получили заслуженные аплодисменты преподавателей и венгерских гостей. Наши венгерские друзья также выступили перед залом, спев несколько национальных песен. К слову сказать, поют они очень хорошо!

Ну и конечно самым ожидаемым событием было выступление преподавательского состава. Два дня мы гадали, что же всё-таки они исполнят. В результате мы наслаждались прекрасным мюзиклом о времени правления Бориса Годунова, приключениях Лжедмитрия I и Марины Мнишек. Наши преподаватели настолько вжились в роль, что казалось, будто ты действительно окунулся в Россию Смутного времени. Венгерские гости же были так поражены представлением и профессионализмом наших преподавателей, что тут же пригласили их на гастроли в Венгрию! Торжественный вечер постепенно перетёк в более неформальную обстановку на этаже нашего корпуса, где мы дружно пели песни, читали стихи и без конца говорили с нашими европейскими гостями до самого утра.

День отъезда встретил нас холодным ветром, дождём и снегом, но настроение от этого ни у кого не испортилось. Кое-кто из преподавателей даже поспорил, пойдёт ли утром снег, а проспорив строго-настрого запретил называть снег снегом! Мы дружно умолчали, ибо декан пригрозил сдачей истории Азии и Африки аж три раза! Вернувшись в Екатеринбург, мы так и не смогли расстаться с венгерскими друзьями и договорились встретиться ещё раз. В результате, мы провели ещё один замечательный вечер, поужинав с профессором Сваком. После ужина мы отправились на смотровую площадку Антея, где посмотрели на сверкающий огнями город с высоты, а затем проводили наших друзей до их апартаментов.

Расставаться было грустно, но, думаю, возможность встретиться с ребятами ещё раз и не раз нам ещё представится! От себя добавлю ещё, что я по-доброму завидую тем студентам, которым ещё предстоит испытать, что такое Весенняя студенческая школа. Ну а я же буду наслаждаться теми впечатлениями, которые я получила в этот раз. Из трёх школ, на которых я присутствовала, эта оказалась самой позитивной, продуктивной и вообще замечательной! Отдельное спасибо нашим лекторам, каждому из преподавателей, друзьям из Венгрии и каждому студенту-участнику нашей дружной компании лично! Надеюсь, школа оставит множество приятных воспоминаний в сердце каждого из нас!

Готовя этот отчёт, я не могла не поинтересоваться у ребят, какое же впечатление оставила Весенняя школа-2012 у них. «X Весенняя научная школа, как и любой юбилей, не могла не быть особенно примечательной, за эти несколько дней нам удалось не только обсудить сложившиеся за многие века стереотипы о русских, прослушать лекции профессоров из Франции и Венгрии, но и познакомиться с современным представлением о России в Европе. Непосредственное, живое общение с иностранными профессорами и студентами – это прекрасная возможность не только расширения своего научного кругозора, но и культурного обмена. Весенняя школа оставила большое количество положительных впечатлений не только у нас, но и у наших гостей, хотелось бы надеяться на продолжение научных и культурных связей с нашими венгерскими коллегами из центра русистики в Будапеште». «Весенняя школа представляет собой прекрасный пример единства противоположностей: устоявшийся формат и неизменное время проведения сочетаются в ней с новизной научной проблемы и неповторимой атмосферой дружеского общения, делающих каждую школу уникальной и не похожей на предыдущую. В этот раз дополнительную уникальность Весенней школе придавал её новый международный статус, созданный великолепным европейским десантом. Гостеприимная обстановка первого вечера продемонстрировала эффективность школы в разрушении межнациональных барьеров и позволила студентам завязать интернациональные знакомства, только укреплявшиеся в последующие дни Весенней школы. Начавшиеся на следующее утро лекции госпожи Лиштенан вызвали неподдельное восхищение автора этих строк, чему немало способствовало её блестящее владение русским языком и приёмами источниковедения. Не менее интересными были лекции господина Свака, сумевшего увлекательно рассказать о восприятии русских в Европе. Весенняя школа завершилась, но прекрасные воспоминания и твёрдое желание приблизиться к нашим гостям в уровне владения иностранными языками продолжают оставаться с нами и сегодня». «Я надеюсь, что мы ещё увидимся, особенно в Венгрии. Я надеюсь, что у нас тоже организуют летнюю школу, куда вы сможете приехать :)» (о поездке в Невьянск, отрывок из письма): «Привет! Да, всё в порядке, хотя мы немножко устали. Понравилась колокольня, было очень интересно. Много рассказывали об истории города, один из ваших профессоров очень много знал об этом. Потом мы были в каким-то малом городе на берегу того же озера, где мы были в конце недели. К сожалению, я не знаю его название, но все дома были старыми из дерева – это всем понравилось. Мы были бы рады, если бы вы приехали к нам. Я надеюсь, что мы будем такими же отличными хозяевами, как и вы :)» «На Весенней школе я уже не впервые, поэтому имею возможность сравнивать. Конечно, главная изюминка этой школы - зарубежные гости.

Интересно было узнать, что думали и думают о России там, "по ту сторону" границы. Еще понравился сам формат, когда на мастер-классе участники школы не просто слушают умного лектора и строчат в тетрадочках, а сами работают, отвечают на вопросы. Ну а в общем, эта Весенняя школа прошла так же здорово, как и прежние: довольных - 100%, разочарованных - 0». (в частности о поездке в Невьянск на экскурсию) «Очень понравилось! Я был первый раз в России, поэтому все было очень интересно. Мы посетили одну деревню на пути, рядом с озером, где мы были. Там очень красиво и тихо». «Весьма необычно было слышать, как иностранцы рассказывают нам о нравах и обычаях русского народа – обычные для нас вещи были удивительными и новыми. Для нас это был новый опыт обмена информацией. В общем, мы прекрасно провели время». «В целом впечатление о весенней школе сложилось очень положительное. Была очень дружная компания, много положительных эмоций от общения со студентами и иностранными гостями, которых мы старались удивить нашим гостеприимством и общительностью. В общем, вполне оправдали стереотипы о русских. Надеюсь, что и ожидания иностранцев тоже оправдались!»