ЮГОРСКАЯ АРХЕОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ

Оренбургский отряд Работы в Домбаровском районе Оренбургской области (июнь-сентябрь 2010 г.)
Автор текста - М. А. Кокшарова
Авторы фото - С. Ф. Кокшаров, С. Ю. Каменский, А. Н. Зимин, А. Д. Фроленко

Оставив позади очередной напряженный семестр и такую же сессию, уже по привычному душным днем жаркого лета-2010 мы двигались в объятия неизвестности. В карманах лежали билеты только в один конец. Мы не знали, когда снова увидим наш родной мегаполис, полный людей и машин. Знали одно – едем заниматься любимым делом… Творить археологию! Пункт назначения – Прибрежный. От названия дует легкой морской прохладой.

Но… Вместо моря – две почти пересохшие речушки Кугутык и Аралча. А все потому, что Прибрежный – небольшой поселок на юге Оренбургской области, примерно в тысяче километрах от столицы Урала и в восьми километрах от границы с Казахстаном. Пара улиц, постройки из самана, очень много разнообразной живности, по-деревенски скромные цены в магазинах (да, их целых три! Но гречка все равно подорожала…), на школе огромными буквами начертан завет дедушки Ленина “Учиться! Учиться! И еще раз учиться!” Вокруг – степь и ничего кроме степи: о более-менее регулярной древесной растительности начинаешь забывать сразу после Орска. Хотя местное население считает, что у них тоже Урал.

Ну что ж, вот такой он разный, наш Урал… Кстати, местное население – преимущественно казахи. На третьей неделе пребывания ТАМ, имена Айдархан, Айжана, Ермек и Назигуль стали почти родными. Перейдем от географии к экспедиционному образу жизни. Бытовые условия были совсем не археологичными, на первый взгляд: жили мы не в палатках, а в обычном деревенском доме, до раскопа добирались не пешком, а на комфортабельном «корабле» урало-казахских степей ГАЗ-3307. Поездка на нем напоминает чем-то американские горки 8-(). Традиционное экспедиционное меню разнообразили блюда из залипухи, которую ответственные дежурные предлагали если не на завтрак, то на обед обязательно! Подъем происходил не от истошных криков «подъем!!!», а от обитателей соседних дворов, которые копошились, кукарекали и мычали!

А вообще археологии было в избытке, настолько, что заключительные матчи Чемпионата мира по футболу приходилось смотреть в дневных повторах. Итак, нам предстояли спасательные археологические раскопки курганного могильника Аралча-II, оставленного в бронзовом веке населением алакульской археологической культуры (кстати, первокурсникам следует взять это название на заметку. Пригодится при сдаче экзамена! Работа при +40 под палящим степным солнцем не может не запомниться! Никогда не забудется и послеобеденное купание в соленой Аралче. На этом контрасте мы, кажется, начинали осознавать, что такое рай. А до и после – опять курганы (их оказалось 14!) с каменными обкладками по периметру, понижение уровня и зачистки, бесконечный поиск насыпей, рвов и долгожданные выборки погребений, рисовки и планы.

Большинство из захороненных были погребены с их личными вещами: бронзовыми украшениями и керамикой. То, что наши зарубежные коллеги назвали бы скучным термином гендерная археология, мы определили как “Вечная любовь” (смотрите последнее фото...) “Прибрежная” археология для нас оказалась воистину междисциплинарной наукой. И даже не потому, что в составе отряда кроме археологов и историков оказались физик и программистка, а потом и целая команда архитекторов. А потому что помимо всего прочего приходилось применять навыки экономики, менеджмента и даже антикризисного управления: непросто руководить людьми, впервые имеющими дело с археологией, особенно если их больше пятидесяти! Но в итоге подходящий стиль работы был найден и, что называется, дело пошло!

Итак, работа продолжалась чуть больше двух месяцев! За это время: - состав отряда неоднократно изменялся, весь срок, как и полагается, “отмотали” только наши начальники, сотрудники Угорского научно-исследовательского центра – Сергей Юрьевич Каменский и Евгений Анатольевич Жирных; - известный трепет у представителей пограничных войск вызвал приезд Сергея Федоровича Кокшарова и Сергея Васильевича Горшкова, которые за время своего недолгого пребывания на российско-казахской границе успели обнаружить два новых городища на берегу Аралчи; - был отмечен день рождения Николая Солдаткина, знаменитого своими крылатыми фразами “Археология – это загадки”, “Археология – это мокро”, “Археология – это кизяки” и другими подобными; - тысячи раз приходилось отвечать на надоевший вопрос: “А как вы узнали, что здесь курганы? А как вы это находите?”, задаваемый как рабочими, так и местными туристами. Приходилось любезно отвечать… - удалось попробовать как местные напитки и блюда: айран, куже, курты, бешбармак, так и фирменный суп с макаронами от Максима Кырчикова и плов с уткой от Марии Кокшаровой и Анны Евстифеевой; - посчастливилось познакомиться с суровыми буровиками, застать пару дней степной непогоды (зато внеплановые выходные!), переболеть неизвестным степным недугом, убить во дворе дома гадюку… А также многое другое произошло с нами за эти непростые, но счастливые и очень веселые месяцы.

Сейчас на месте курганного могильника Аралча-II уже ведутся взрывные работы для последующей разработки медного карьера, а мы давно вернулись к городской жизни. Остается только смотреть фотографии и надеяться на то, что в скором времени придется вернуться туда, только на этот раз на Аралчу-I.