Как, вы не были в Мюнхене?

Автор - Алексей Павлович Килин

Как, вы не были в Мюнхене? Это непростительная оплошность. Обязательно, обязательно, батенька побывайте, всенепременно… Премиленький городишко… Знакомые интонации? Это не случайно. В Мюнхене, с его раскованностью и традиционным противопоставлением остальной Германии зарождались наиболее радикальные движения, будь то фашизм или коммунизм… Именно в Баварии в полном объеме проявил свой отнюдь не бюргерский характер Людвиг II. Это родина Сиси – жены Франца Иосифа, образ которой сопровождал нас повсюду во время пребывания в Вене. Германия, Бавария, Мюнхен – в этих словах мы видим несомненную связь, но в тоже время, есть и отличия… Как пишут в путеводителях, баварцы считают себя не совсем немцами и всячески подчеркивают свою особенность, в том числе приверженностью к коротким кожаным шортам и шляпам с перьями. Много нового в образ Баварии кроме как земли богатой пивом и сосисками, привнес визит В.В. Путина, точнее его информационное сопровождение. Безусловно, я знал, что здесь родина BMW, а вот о том, что это своего рода немецкая «силиконовая долина» узнал впервые. Что хочет увидеть турист, на короткое время прибывающий в другую страну. Мне кажется, что он ищет подтверждения тем стереотипам, которых он придерживался и прежде. Конечно, хочется новых впечатлений. Хочется «вживую» увидеть то, о чем читал в книгах или видел на фотографиях. Порой реальность разочаровывает, хотя иногда трудно в этом признаться. Итак, в первую очередь ищешь подтверждение устоявшемуся мнению, а уже потом часть стереотипов улетучивается как дым, а часть трансформируются в уверенность. Хотя понять страну за столь короткое время невозможно. До сих пор не уверен, что понимаю всё, что происходит в России, хотя живу здесь почти 40 лет :) «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», - совершенно верное утверждение.

Добавим только, что лучше увидеть собственными глазами, а не по телевизору или на картинке. Сколько бы я ни рассматривал альбомы, ни изучал карты, все равно всё оказывалось не так, а совсем по-другому. К поездке в Мюнхен, будучи в Вене, я был готов заранее, т.к. с Восточного вокзала уже отправлялся в Зальцбург. На этот раз на вокзале наблюдал группу австрийских военных – вальяжных, холеных и непривычно раскованных, абсолютно зеленых снаружи, и, наверное, пронатовски настроенных внутри. Поезд был забит битком, и долго пришлось искать свободные места. Как потом оказалось, билеты были с местами, но это я заметил лишь в Мюнхене. С вагоном мы угадали (совершенно случайно сели в свой вагон), а вот купе оказалось соседнее. Наши попутчики два молодых человека свободно общавшиеся друг с другом на немецком и французском, после – две японки, говорившие исключительно на родном языке. В Зальцбурге состав купе изменился. Мы постоянно чувствовали на себе внимание со стороны экзальтированной девушки, которая различным способом пыталась привлечь к себе внимание, чем привела в недоумение не только нас, но и австрийца, сидящего рядом. У меня в голове уже было созрел рассказ под классическим заголовком «Их нравы», но все оказалось прозаичнее.

Девушка просто учила русский и всячески старалась вступить в контакт с носителями языка… Прокручивая назад ход нашей беседы я подумал, что мне не в чем себя упрекнуть, ничего крамольного мною сказано не было. При пересечении границы в купе заглянул мужчина в весьма непрезентабельной, я бы сказал рабочей одежде. Я подумал, что и в немецких поездах есть свои «коробейники», но это был «паспортный контроль». Мне было, честно говоря, боязно отдавать в руки этому представителю власти свой паспорт. Поезд опоздал на час. Да, это бывает. Шел ремонт дороги, поэтому мы ехали кружным путем. Этот факт пробил очень серьезную брешь в моем представлении о пунктуальности немецких железных дорог. Мы даже попытались расспросить попутчиков, нет ли разницы во времени между Веной и Мюнхеном. Рухнул стереотип. На вокзале в Мюнхене вместе с нами из поезда вышел монах в рясе – «тёзка» города. Нам показалось, что это символично. Гостиница находилась в привокзальном районе и при подходе к ней меня не оставляло чувство тревоги.

Как любой привокзальный район этот полон злачных мест, представителями некоренных национальностей, нищими и прочими весьма колоритными личностями, любоваться которыми всегда предпочитаешь на расстоянии. Улицы Мюнхена постоянно полны народу, по крайней мере, центральные и привокзальные. Много зелени, фонтанов (если верить путеводителю, их более 700) и интересных зданий. Символом Баварии является лев, и на улицах представлены самые разнообразные их экземпляры. Причем их раскраска имеет совершенно определенную привязку. Если видишь льва с книгами, то будь уверен – рядом книжный магазин. Лев с метром символизирует стоянку такси и т.п. Следуя этой логике, иностранцы могут подумать, что символом Екатеринбурга является корова. Их можно встретить на ул. Ленина около гостиницы «Исеть» и на улице Свердлова. Но все намного прозаичнее. Это маркетинговый ход алкомаркета «Магнум», который напоминает о том, что водку называют либо «огненная вода», либо «молоком от бешеной коровки». Многие здания города представляют собой реплики знаменитых сооружений и напоминают о других городах Европы, например Лоджия фельдмаршала о Лоджии деи Ланци во Флоренции. Именно поэтому обвинения отечественных архитекторов в копировании не убедительны. Это радует, как всякое узнавание. Но с другой стороны огорчает, т.к. понимаешь, что оригинальные произведения встречаются не так уж часто и всегда проще скопировать, чем создать своё.

На фото - Одеонсплац, Театинеркирхе Много церквей, которые отличаются богатым архитектурным убранством и обилием исторических реликвий. Бавария – это земля Людвига II. Он (точнее его образ) здесь популярен так же, как Моцарт в Вене и Зальцбурге, как Сиси и Франц Иосиф в Вене. Его могила в склепе Виттельсбахов в Михаэльскирхе покрыта цветами. При жизни он доставлял много хлопот баварцам. Тратил огромные деньги на строительство дворцов, витал в облаках и мало интересовался Мюнхеном, был неуравновешен, взбалмошен и, в конце концов, его признали умалишенным. При жизни он не мог рассчитывать на всенародную любовь, думаю, что многие его земляки с облегчением восприняли его трагическую смерть. Но вот после, когда он не мог уже доставить баварцам неудобств и неприятностей, его наследия оказалось достаточно для того, чтобы поддерживать в хорошем тонусе индустрию туризма. Людвиг II – самый популярный бренд Баварии. Так получилось, что «знакомство» с этой личностью я начал с «конца»: с его склепа. А уже потом побывал во дворцах, где он родился, рос, и в тех, которые он построил. На фото - Кауфингерштрассе, Михаэльскирхе Некогда богатейшая резиденция баварских курфюрстов, представляет собой сегодня значительный музейный комплекс. Приятно побродить по залам дворца с сохранившимися или восстановленными после бомбежек союзников интерьерами. В одном из самых больших залов – Антиквариуме, украшенном бюстами римских императоров, проходил обед с участием В.В. Путина.

Тут же находится сокровищница, в которой можно полюбоваться на королевскую корону Баварии, к 200-летнему юбилею которой в залах дворца развернута большая экспозиция. Здесь представлены разные точки зрения. Карикатура на Наполеона, который выпекает новые короны как пирожки, и зал, иллюстрирующий его пребыванию в Мюнхене. Был в экспозиции и зал, посвященный баварцам, погибшим в российской кампании 1812 года: небольшое помещение, представляющее собой белый куб со сглаженными углами, под ногами покрытие, имитирующее снег. На стенах расположились литографии с картинами отступающих наполеоновских войск, а на стене текст, рассказывающий о тысячах погибших. Все очень лаконично, тожественно и печально. По русски в этом зале говорить не хотелось… Гвоздём программы при посещении Баварии являются замки Людвига II. Единственный турпродукт, который предлагали в наших агентствах это именно «Замки Баварии». Они расположены недалеко от Мюнхена.

Добираться до них очень удобно как на автомобиле, так и поездом. Подробное расписание вы можете взять на вокзале. Там указаны и все пересадки. Можно приобрести билет выходного дня, дающий право проехать семье из 5 человек в любом направлении в период выходных. Кстати о билетах. Приобретайте туристические карты, дающие возможность экономить на билетах в замки и музеи! Это не реклама и не дешевая пропаганда, это действительно так. Можно сэкономить достаточно много. Карты именные и рассчитаны на двух человек. Срок карты ограничен, чем больше срок, тем она дороже. Наша, например, была рассчитана на 14 дней. К карте выдается вот такой буклет, в котором подробно расписаны все достопримечательности, которые вы можете по ней посетить и какими скидками можете воспользоваться.

Если замок находиться в частном владении, то скидка минимальна, если в государственной собственности, то цена может быть равна нулю. Конечно, вам приходиться авансом выложить деньги за услугу, которую вы получите только впоследствии, но если вы проявите достаточную энергию и за 4 дня посетите 5 – 6 достопримечательностей, то сэкономите примерно 50%. Итак, на поезде (который на этот раз пришел точно по расписанию), мы добрались до замков Людвига. Нас ждала часовая очередь. Я стоял в этой пестрой, разноязыкой толпе и думал о том, что только духовные ценности (ценная информация) может заставить людей в XXI веке стоять в очереди. Очередь – это было единственное наследие проклятого прошлого. Все остальное на высоком технологическом уровне. О времени, которое вам осталось стоять сообщало электронное табло. Время экскурсии строго фиксировалось, с учетом того, на каком языке вы хотели бы ее выслушать. На английском и немецком – с живым гидом, на всех остальных языках с аудиогидом. Учитывалась возможность посещения двух замков. В итоге, предъявив туристическую карту, вы получаете вот такой билет. На нём стоит цена 00 евро. Обожаю такие билеты. Первый – «настоящий», в котором Людвиг провел свои детские и юношеские годы. Хоэншвангау (Верхний лебединый замок). Второй замок – плод его воображения, который почти полностью был воплощен неподалеку. Это – Нойшванштайн (Новый лебединый замок).

Великий мистификатор сделал так, что новый замок стал более популярным, чем подлинные исторические сооружения. Самым эффектным является вид на замок с Мариенбрюке (Моста Марии). Мост достаточно узкий и не создает впечатление надежности. В купе с массой туристов, которые его заполняют практически полностью, это создает ощущение неопределенности, щекочет нервы и вполне тянет на самостоятельный аттракцион. Вид из замка на мост тоже впечатляет. Внутри фотографировать нельзя, поэтому воспользуемся фото из буклета. Тронный зал выполнен в византийском стиле.Внутри фотографировать нельзя, поэтому воспользуемся фото из буклета. После смерти Людвига искусствоведы считали Нойшванштайн лишь китчем, имитацией, отказывались признавать его художественную ценность, но сейчас многое изменилось. Помог Голливуд, точнее Уолт Дисней. В центре его парка развлечений возвышается именно этот замок, точнее копия с копии средневекового замка. Все замки пронизаны образами нибелунгов, лебедей, персонажей опер Вагнера и постоянной тоски по высоким идеалам минувших эпох, которую испытывал Людвиг Баварский. Созданные руками человека замки органично вписываются в нерукотворные ландшафты. Горы, леса, озера – все это больше похоже на декорацию, чем на реальность. Но есть уголки, которые очень напоминают наш родной уральский пейзаж. Совсем недалеко от озера Альпзее находиться еще одно – Шванзее (Лебединое озеро), которое в купе с историей Людвига стало источником вдохновения для П.И. Чайковского. Как всё переплетено и взаимосвязано у этих гениев… Еще один замок Людвига находиться на острове Херренинзель (Мужской остров) посреди озера Кимзее. От настоящей железнодорожной станции до озера можно доехать на столетнем паровозике, который гудит, дымит и трясется как настоящий. Затем на катере до острова. Дальше на выбор – или на лошадях или пешком к Новому королевскому дворцу Херренкимзее.

Да, опять ситуация повторяется. Рядом со старым королевским дворцом строится новый. Но если Нойшванштайн строился как идеальный средневековый замок, то Херренкимзее – как копия Версаля, точнее его центральной части. Людвиг II считал своим духовным наставников Людовика XIV и стремился ему подражать. Но если одного называли «Королем Солнца», то Людвиг Баварский, как натура романтическая, отводил себе более скромное место «Короля Луны». Дворец действительно похож на Версаль, правда, кажется чуть меньше. Хотя главная галерея длиннее на 8 метров, что является предметом гордости баварцев. Фонтан Латоны – точная копия с версальского. Восточный фасад дворца, Мраморный двор – намного скромнее оригинала. Зато растительность более буйная и совсем рядом находиться оленья ферма. Во дворце помимо залов открыта выставка, посвященная Людвигу. Культ личности – очевиден. Старый королевский замок намного скромнее. Он соседствует с монастырем. Помимо нескольких комнат, в которых жил Людвиг и где выставлены предметы мебели, основная экспозиция посвящена разработки новой, послевоенной Конституции ФРГ. Именно здесь шла работа над текстом основного закона. Помимо плакатов, которые изобличают сепаратизм и призывают немцев к объединению, есть возможность посмотреть и послушать хронику тех лет, посетить зал, в котором работала комиссия.

Судя по редким посетителям, современная история не столь привлекательна. В залах (помимо нас) были исключительно немцы. Интересная карикатура представлена на выставке. Она демонстрирует, как менялись отношения западных и восточных немцев в 1945, 1955 и в 1965 гг. соответственно. На обратном пути было много возможностей для отдыха, т.к. несколько поездов были из-за ремонта дороги отменены. Они шли другим путем. Поэтому пришлось придаваться низкобюджетным развлечениям типа – изучить расписание поездов, поглазеть на пассажиров, выпить кофе из автомата, отыскать в мусорном контейнере с множеством отверстий именно то, которое предназначалось для пластиковых стаканчиков. Нимфенбург, предоставляет возможность познакомиться с подлинными историческими сооружениями. Здесь Людвиг только родился и ничего не перестраивал. Здесь располагалась летняя резиденция баварских князей. Жили они со вкусом. Особенно интересен парк, в котором располагались очень уютные и функциональные «домики»: охотничий, ванная, место уединения и молитвы и т.п. Все расположено на достаточном удалении друг от друга, что создает ощущение уединения и комфорта. Амалиенбург – признанная архитектурная жемчужина мирового уровня, классический образец стиля рококо. В нем даже конуры для собак расписаны игривыми орнаментами. Скучающий охранник (на фото) припас на конец рабочего дня бутылочку шампанского. Благодаря подсветке Мюнхен красив ночью не менее чем днем. Центральная площадь Мариенплац место, куда ведут все дороги.

В центре города целый квартал занимает пивоварня Хофбройхаус. Там всегда очень много народу. За длинными столами сидят люди и пьют пиво. Пиво надо брать самому – это очень демократично и, если рядом с вами есть свободное место, любой желающий может подсесть к вам. Это я наблюдал и в других тавернах. Зона личного пространства в таких заведениях необычно узка, что создает, наверное, ощущение единения. Я не рискнул пить там пиво, только зашел и сразу же окунулся в гул, дым сигарет и ощутил под ногами липкое пиво. Уверен, что многим это нравится, т.к. зал был полон. В путеводителе написано, что именно в этой пивной штурмовики собирались с силами перед очередным "подвигом", таким образом, именно здесь, в районе барной стойки, находятся истоки национал-социализма. С другой стороны, из репортажа, посвященного визиту В.В. Путина в Мюнхен, я узнал, что В.И. Ленин с Н.К. Крупской любили посещать это заведение, а аббревиатуру «HB» они расшифровывали на свой манер «народная воля».

Времена меняются, и тусовочным местом для более молодого поколения сегодня является Макдоналдс. Интернациональность этого заведения подчеркивается и тем, что вывески пишутся на самых разных языках, в том числе и на русском. Русских, по крайней мере, русскую речь, в Мюнхене мы слышали достаточно часто, намного чаще, чем в Вене. Много туристов из России приезжают сюда, кто-то остался здесь надолго. Но сколько я не бродил по улицам города ни Олега Попова, ни Владимира Войновича, ни Майи Плисецкой я не встретил. Наверное, город действительно очень большой…