Часть первая - июль Подготовка Десантирование Раскоп Лагерная жизнь Отъезд

Организаторы: Уральский госуниверситет, Институт истории и археологии УрО РАН

Время работ: июль – август 2005 года Место работ: Советский, Октябрьский и Кондинский районы Ханты-Мансийского АО

Начальник экспедиции - Кокшаров Сергей Фёдорович

Участники экспедиции: студенты исторического факультета УрГУ, учащиеся школ Советского и Октябрьского районов ХМАО

Идея проекта - Кокшаров Сергей Фёдорович Автор текста - Курлаев Анатолий Евгеньевич

Фотографии любезно предоставлены участниками экспедиций Июльский отряд Югорской экспедиции в Советском районе ХМАО

Лето. Конец июня. Отмаявшись на летней сессии, студенты истфака УрГУ начали готовиться к археологической практике. Предстоящее путешествие каждый представлял по-своему, но всех объединял оптимистичный настрой и предвкушение будущего приключения. Ещё бы, ведь даже подготовка к отъезду оказалась чрезвычайно интересным занятием. Поезд, на который были куплены билеты, направлялся в неизвестные ранее большинству студентов северные края, в Приобье. Парни, посланные за продовольствием, были шокированы заданием – купить 14 ящиков тушёнки. Тогда мы ещё не представляли, как вообще столько можно съесть, было даже тяжело доставить такое количество консервов до базы – института археологии. Но кто сказал, что жизнь будет лёгкая? Всем выдали 120-литровые рюкзаки, коврики и отправили по домам на погрузку, предварительно дав рекомендации, чем и как надо эти рюкзаки забивать. Югорская экспедиция – единственная в своём роде. Место раскопок находится вдали от цивилизации, так что «Киоска за третьей сосной справа» там не найти. Там не ловится радио, телевидение, а уж о сотовых телефонах и об электричестве и говорить нечего. Как и следовало ожидать, в избытке была только дикая природа Севера. Итак, рюкзаки собраны, билеты куплены – обратного пути нет.

Все прибыли на вокзал вовремя. Кажется, никого не забыли. Идём к поезду. Идём? С таким количеством вещей пришлось поработать грузчиками – челноками, чтобы донести всё до вагона. Загрузка прошла примерно таким же образом. Пассажиры вагона были, видимо, неприятно удивлены тем, что больше половины их соседей – это весёлый и шумный «коллектив» студентов. Но по прибытию на вокзал города Советский их мучения кончились.А наши только начинались. Оказалось, были куплены далеко не все продукты, поэтому ближайшие несколько часов были посвящены решению этой проблемы. А оставшееся время мы ожидали непонятно где пропавшие грузовики, которые должны были нас отвезти на место. К счастью, обещанные три машины прибыли, а вместе с ними приехала группа школьников из Югорска, которым выпала честь в ближайшие три недели делить с нами очаг костра. И все тронулись в утомительные и одновременно увлекательные 5 часов пути. Те, кто в это время не спал, имели возможность насладиться удивительными пейзажами бескрайних северных просторов,,а во время остановок походить по дорогам из мелкого белого песка, километры которых растянулись по болотам и лесам, до горизонта усеянным ягелем. Но со временем дороги становились всё уже, ям встречалось всё больше. И в итоге мы встретились с «небольшой» лужей, которая на фото слегка напоминает небольшую речку.

На самом деле это – дорога, точнее – «лежнёвка» или гать, то есть дорога сложенная из брёвен, проложенная когда – то по болоту.Как сказали проводники из числа местных егерей, нам повезло тем, что дождей было мало, иначе доехать было бы намного сложнее. Проплыв несколько таких «луж» мы через некоторое время оказались на месте. И что же мы увидели? Небольшая поляна среди сосен, растущих буквально из того же мелкого песка, и на ней – остатки конструкций экспедиции прошлого года – два стола, кострище. 50 метров за лесом – огромное болото, покрытое толстым слоем мягкого мха. Болото было покрыто зарослями голубики, созревшей под конец экспедиции. С другой стороны поляна выходит обрывом на живописную реку – Большую Умытью. Чуть подальше – длинный «пляж», на котором периодически приезжающие туда рыбаки оставили свои лодки. Именно здесь, в окружении нетронутой человеком природы, вдали от людей и расположился наш лагерь, которому предстояло стать новым домом. Теперь – самое время рассказать, собственно, об основной цели экспедиции.

В такую даль мы забрались для того, чтобы произвести раскопки археологического памятника – городища, которое многократно в течение нескольких сотен лет опустошалось, перестраивалось, но при этом неизменно оставаясь на одном месте. Остатков древних поселений здесь множество. Неподалёку от палаток стоит ровный ряд жилищ эпохи энеолита, причём их очертания очень явные, не разрушенные деятельностью человека. Чуть дальше другие городища со рвами и валами, могильники стоянки. Но нашей задачей было раскопать, во-первых, часть укреплённого городища, известного у местного населения под названием «Шаман – гора».

В XVII-XVIII вв. здесь находилось святилище, посещаемое местными жителями - манси. Второй раскоп находился на средневековом могильнике. Копали долго и упорно. И всё это время какие-то мистические силы мешали работать. Первые дождливые и холодные дни сменились изнурительной жарой. К тучам комаров впоследствии прилетели мелкие назойливые мошки. В их окружении работать невыносимо. Мелких насекомых поддерживала тяжёлая авиация – оводы, получившие вполне определенные пугающие названия типа «большой полосатый мух». Они пугали всех (в особенности девчонок) своими огромными размерами, басовитым звуком крыльев и вполне понятными намерениями. А ещё они были твёрдые как орех, так что подбить их можно было либо особо сильным ударом, либо особо тяжёлым предметом. Но ко всему постепенно привыкаешь. И процесс работы ускоряется. Понижение уровня, зачистки, замеры и занесение находок стали привычным делом. Самые примечательные находки поощрялись сгущёнкой или тушёнкой. Но с каждым днём было только сложнее и сложнее вставать вовремя утром и идти на раскоп. Работа двигалась на обоих раскопах. Углублялись всё ниже и ниже. Выкапывалось множество интересных находок. Кроме керамики было множество предметов из железа и бронзы. Это наконечники стрел, остатки ножей, кресало, душки котла, бронзовые украшения, остатки литейного производства. Было найдено множество разнообразных бусинок.

Самое интересное оказалось в захоронении - две бронзовые пряжки и нож Наконец, по всему раскопу был достигнут уровень материка (уровень, не подвергшийся воздействию человека). И после разбора бровок мы приступили к консервации раскопа, проще говоря – мы стали закапывать всё, что раскопали. А за пределами раскопа шла не менее кипучая и интересная лагерная (извините за жаргон!) жизнь… Типичный день участника экспедиции Югорск – 2005. Неизменно, утро начинается с крика «Подъём!!!» дежурного – одного из особо горластых студентов или начальника – Сергея Фёдоровича. Те, кто проснулся, сразу же шли умываться, но только не Сергей Никоян. После выхода из палатки он очень тщательно рассматривал ситуацию вокруг кухни, совершал «превентив», то есть пил чай с начальством лагеря, после чего грустно вздыхая и почесываясь дефилировал на мойку. Звуковой сигнал «Жрать!!!» извещал, что пища готова и надо торопиться. Этот клич поручалось издавать самому опытному участнику экспедиции Денису Ледовскому. Однако в последнюю неделю многие продолжали спать даже во время завтрака. Поэтому некоторых приходилось лично вытаскивать в спальниках из палатки. Рано или поздно просыпаются все. Неотъемлемая часть экспедиционного завтрака – «Залепуха», макароны с тушёнкой. Это блюдо готовилось каждый день и неизменно приводило в восторг студентов. Далее – несколько часов работы на раскопе.

В два часа – обед. Типичные блюда – консервированные щи или борщ из банок, макароны, гречневая каша и рис. Всё это запивается чаем, компотом или какао, заедается печеньем и конфетами, которые почему – то быстро закончились. После обеда – отдых до 4 часов. Обычно в это время компенсируется недостаток ночного сна. Но, когда это позволяет погода, начинается купание в холодной северной реке Большой Умытье. Вода была действительно холодная, особенно в первую половину экспедиции. Она отлично освежает после раскопок, проходивших большую часть времени в жару под палящим солнцем. Но после нескольких минут водных процедур начинало сводить мышцы. Ближе к концу экспедиции река становилась всё мельче, а вода – теплее. Также в обеденный перерыв достаточно регулярно топилась баня. Помывка стала целым ритуалом, а баня – лучшим другом студентов. Так как дров было достаточно, мыться можно было хоть каждый день.

В отличие от студентов 2004 г. наша группа использовала это святое помещение по прямому назначению. После обеденного перерыва – ещё несколько часов работы, после чего ужин, и до ночи – совершенно свободное время. Отбоя не было. Главное – не нарушать покой отдыхающих. Можно было не спать хоть до утра, тем более что ночи в тех широтах летом довольно светлые, и всё хорошо видно.

Вот – краткий список наших занятий в свободное время. • Совершенно необходимо уделять некоторое время стирке своих вещей. Большинство стирало свои вещи прямо в реке. Это – довольно трудоёмкая процедура, т.к. вода холодная, а стирка ручная. • Была организована ППП – походно-полевая парикмахерская В рамках языческих культов, почитавшихся среди некоторых студентов, из дерева были выточены идолы: Перун и Перунёнок. Правда, рука студента, тесавшего их, была неуверенной, в результате получилось «нечто». Одним из объектов соцкультбыта была деревянная кабинка, именованная «Замком Саурона» (на фото). • В течение всей экспедиции накапливался запас уникальных выражений, список которых, надеюсь, будет прилагаться (составитель Р.П. Колмаков). • Регулярно проводились спортивные мероприятия, такие как пляжный волейбол и футбол. Причём если в волейбол играли вдали от лагеря, то в футбол – практически среди палаток, так что не обошлось без разрушений. Также была организована «зарница», военизированные игры в условиях тайги. Несмотря на непродуманные правила, игра, в целом, удалась. Карты использовались исключительно девочками, которые без устали раскладывали пасьянсы и вздыхали о брошенной городской жизни • Июль – не самое удачное время для рыбалки, но рыбу мы всё равно ловили или брали у нашего соседа-егеря. Он любезно предоставил нам сети и лодку, и рыбалка не стояла на месте. Были пойманы несколько щурят, окуни, караси, и даже налим. Кроме того, тот же егерь привозил с близлежащего кордона «Шешушум» копчёную рыбу для начальства. Но начальства было мало, и кое-что перепадало студентам. • • Поедание призовой сгущёнки за вечерним чаем или тушёнки в удалении от лагеря было настоящим праздником. Сейчас уже с трудом верится, как обычные консервы могли быть столь вкусными. • • По всем правилам был устроен день Ивана Купалы. Радостные крики студентов и инкорпорированных в экспедицию школьников были слышны за несколько километров от лагеря, а столб дыма от огромного костра, наверно, был виден из космоса. И в завершение праздника на воду были запущены венки со свечами. Надеемся, это не привело к лесным пожарам ниже по течению реки. • • Ну и главным праздником, конечно же, было посвящение в археологи. Организаторы праздника отвели на нас душу и очень постарались.

Они не только устроили множество разных конкурсов, но и сумели сделать этот день полным сюрпризом для студентов. С раннего утра, пока все спали, из палаток незаметно была изъята вся обувь. Не пожалели даже майонеза, который чудесным образом перетек в некоторые ботинки. Все без исключения пары обуви почему-то взлетели на деревья. А вместо традиционного крика подъём были просто обрушены все палатки. Потом нас заставили есть залепуху по таежному рецепту: из шишек с хвоей и червяками. И после этой гадости было предложено идти на раскоп! Это оказалось самым циничным издевательством, потому что день был объявлен выходным.

День только начинался, и предстояли другие тяжёлые испытания. Нам опять таки с улыбками на лице предложили полежать на песочке. А затем запустили над нами ходить странное существо - мамонта, из которого капает подозрительная жидкость. Если бы она капала на землю.... Далее студенты были условно поделены на 2 команды. И были проведены также довольно соревнования, призами в которых являлась вполне настоящая сгущёнка и тушёнка. Мы соревновались в метании лассо, копья. Двое наперегонки плавали через реку. Не обошлось без классической скоростной распилки дров и не менее скоростного поедания лапши. И в завершение праздника, мы наивные, думая, что все закончилось, двинулись по очереди к бане. Каждый из нас получил свой зеленый пропуск и входил в помещение. Могу сказать, что там было тесно, а начальство не жалело на нас воды. В ответ мы могли лишь громко петь, а точнее орать, различные песни. Звучало это довольно громко и убедительно. В итоге, измученные и довольные, все были награждены фруктами и дипломами. Последний день. Раскоп уже совсем закопан. Пришло время традиционного конкурса Мистер и Мисс Экспедиция – 2005. Общенародным тайным голосованием были выбраны кандидатуры на это звание. Проверялись остроумие, артистические способности (изображение танцев животных), физическая выносливость, скорость поедания залепухи, конкурс на самое необычное признание в любви.

Последний день закончился массовым ночным купанием в уже тёплой воде реки. Следующим утром – отъезд. Уехать же оказалось намного сложнее, чем приехать. Нас ожидали огонь, вода, железный кардан... Обо всём по порядку. Машины ожидались в 9 утра, но ожидание затянулось. Народ стал скучать. Решили сделать общую фотографию. Наконец, приехали... то есть приехала одна вахтовка! Одна, на 16 человек! А одних только студентов – более 20. Пришлось упихиваться как в автобус в час пик. Некоторым пришлось ехать верхом на рюкзаках. Урал, соответственно, перегрузили. Через несколько километров появился нехороший хруст в заднем мосту. Еле доехали до кордона, где был успешно снят задний кардан. Грузовик стал переднеприводным. А ведь впереди – огромные болота! Где через некоторое время мы успешно встряли. Сначала – на 2 часа. После безуспешных попыток выехать, было решено поставить кардан на место. Прямо в грязи Благодаря этому хитрому ходу, с жутким металлическим хрустом в заднем мосту, автомобиль выполз из грязи. Свежеобученные механики – Ледовский и Миронов - сняли кардан. И вахтовка тут же, через 20 метров, застряла ещё сильнее. Уже на 3 часа.

Повторная установка кардана проблему не решила. Людей, голодных и измученных, эвакуировали на другой берег болота. К вечеру этого дня до болота добрался «Урал», следовавший за школьниками. После примерно часа безуспешных попыток вытянуть нашу машину из болота и порванного стального троса, успех был достигнут. Кардан вновь был снят. Мы двинулись в путь, до очередного офф-роуда. Наша машина смогла далее двигаться самостоятельно, но мы все-таки немного опоздали на поезд. Поменяв билеты, мы сели на ночной поезд и на следующий день были на любимом Свердловском вокзале. Счастливые и загорелые, мы все получили массу положительных эмоций и неописуемых впечатлений. Сейчас можно лишь позавидовать тем, кто еще ни разу не бывал в экспедиции. У них еще все впереди!