Весь истфак – чемпион!

В то время, пока проигравшие истфаковцы из неисторических групп грустили о том, что счастье играть с преподавателями выпало их более удачливым соперникам… …Преподавательская команда по-быстрому уточняла тактическую установку на игру… …А потом вальяжно фотографировалась – и так, и этак…Как обычно, предвкушая победу. Результат предопределен, однозначно! С нашим-то весом, опытом и характером… Да кто же устоит перед нами? Андрей Валерьевич Лямин - знаменитый голкипер, вес которого в футбольном мире скоро достигнет веса взятых вместе Фабьена Бартеза и Петера Чеха. Вот он натягивает вратарские перчатки и прячет во вратарской бороде хищную улыбку. Еще бы! Наш час настал! А пока избиение младенцев не началось, можно и нужно помочь Татьяне Юрьевне Клементьевой разобраться с казенной видеокамерой. Порядок! Оператор видеосъемки к работе готов. Бесстрастная камера вот-вот запечатлеет очередную победу команды преподавателей над очередными первокурсниками. И вот на поле вышла команда преподавателей, в рядах которой появились 2 новых игрока (их легко распознать по факту отсутствия форменной зеленой футболки) – Дмитрий Катарин и Борис Ряшко. Студентов-историков вывел на арену судья матча куратор Герман Шляхтин со 2-го курса историко-архивной специальности. Он, наверное, решил морально их поддержать – разумеется, только перед игрой, а не в ходе матча. Судья внимательно следил, чтобы во время взаимного приветствия команд не произошло никаких инцидентов.

Но Герман волновался зря. Какие бы устрашающие гримасы ни строил Дмитрий Витальевич, умиротворенная улыбка подхватившего на руки мяч Эдуарда Анатольевича Черноухова выдавала истинное настроение преподавателей – по-родительски доброе и уравновешенное … Но, когда раздался свисток и игра началась, стало ясно: легкой прогулки по стадионной травке для преподавателей не будет. Первокурсники-историки предложили сумасшедший темп – и тактический рисунок старших по положению и возрасту рассыпался, даже не обозначившись. Атака за атакой накатывалась на ворота Андрея Валерьевича. Один – ноль в пользу студентов. Два – ноль. Три – ноль. А прошло-то всего 15 минут! Что же будет дальше? В этот трудный момент оттянувшиеся в защиту и изрядно запыхавшиеся Д.В.Бугров и А.С.Сергеев полушепотом обменялись репликами примерно такого содержания: хорошо, если забьем хотя бы один гол. И пропустим не больше пяти. Как-то совсем не клеилась игра у преподавателей – словно на поле вышла дворовая команда, состоявшая из детей детсадовского возраста, где все, кто играет, непременно хотят это делать в нападении. Угловой за угловым у ворот А.В.Лямина – и всякий раз паника и смятение в оборонительных порядках зеленых футболок. Страдание и недоумение на лице капитана команды (по совместительству – декана). Неизбежный разгром – и иная перспектива даже не просматривалась. Тюлени, блин! Стыдно за всех вместе и каждого в отдельности. Тренироваться надо, чаще тренироваться! В середине поля преимуществом за счет скорости и паса прочно владели студенты. Как не хватало действующим чемпионам Алексея Васильевича Подчиненова и особенно профессора Владимира Павловича Мотревича! Ой, что это? Удар со штрафного – и преподаватели «размочили счет». Ура! Три – один…

Но опять закружилась карусель у противоположных ворот – и кругом пошла голова у профессора Анатолия Владимировича Черноухова. В прошлом году он умудрялся поспевать везде, да еще и голы забивать. А тут – остается только удивленно улыбаться, когда снова и снова юные ветерки в разномастных майках просвистывают мимо профессора. Киперу преподавателей оставалось только нервно хихикать. Три банки – и за шиворот, и в угол, и еще как-то. Последний раз подобное унижение Андрей Валерьевич испытал в далеком 1982-м. Тогда в Севастополе на стадионе «Мараканы» (именно так, ибо «Маракана» – это в Бразилии) команда археологической экспедиции УрГУ проиграла коллегам из Харьковского университета с диким счетом ноль – двенадцать. На воротах стоял тот же А.В.Лямин, а в поле из нынешнего состава бегали Д.В.Бугров и В.А.Шкерин. Правда, тогда они были просто Андрей, Дима и Володя – три таких стройненьких двадцатилетних юноши. Противостояли им люди на 3-4 года старше, прошедшие суровую школу службы в армии и на флоте. При счете ноль – семь полевые игроки уральцев фактически бросили играть – и вратарь Лямин героически трудился, прерывая выходы к воротам один на один, два на один, три на один…Кстати, три дня спустя Италия выиграла чемпионат мира в Испании. И никого из первокурсников-2005 тогда еще не было даже в мыслях у их родителей! Профессору Черноухову надоело искать ветра в поле, и он, решив, что нужно усилить пост №1, отобрал у павшего духом вратаря перчатки, мужественно заняв место в воротах. На той линии, за которой, как поется, полоса пограничная идет. Громогласно посылая своих игроков вперед, на штурм студенческих ворот, профессор являл собой пример надежности и вратарской непробиваемости. Замененный экс-вратарь Лямин угрюмо затих у правой задней штанги, превратившись из участника драмы в ее наблюдателя. Через несколько минут мяч, пущенный с линии штрафной кем-то из юных футбольных дарований, издевательски проскользнул под боком метнувшегося за ним седовласого вратаря. Четыре – один! Воистину, студенты делали на поле, что хотели.

Они бурно радовались, отмечая каждый свой гол. Так, наверное, ликовал Питер Пэн, гоняя по палубе старенького капитана Крюка. Да здравствует молодость! Вот они крупным планом – эйфорически-радостные таватуйско-истфаковские Питеры Пэны, Гарри Поттеры, Фродо Бэггинсы и Буратино! Как призывал В.В.Маяковский: «Клячу истории загоним!» А вот они все вместе – на перерыве. Хорошо лежать на травке, вытянувшись и поглядывая на тех, кого только что как следует погонял – на преподавателей… А вот у кромки поля осколки былого величия. Озадаченные Джеймсы Крюки, Волан-де-Морты, Сауроны и Карабасы-Барабасы. Неудачливые вратари подшучивают друг над другом – что еще им остается делать? Полевые игроки растерянно смотрят куда-то вдаль. На скамейке судорожно ведется разбор полетов. И почему мы играем в футбол, а не в карты? Но разбор полетов как-то незаметно переходит в работу над ошибками.

Собраться! Напрячься! Разобрать позиции! Усилить оборону! Навести порядок в центре поля! Не гоняться за быстроногими, встречать их лицом к лицу и играть в мяч – тогда им не прошмыгнуть… В общем, отступать некуда, упереться и превозмогать! Начался второй тайм. С виду ничего не изменилось – Лямин в воротах, студенты в атаке. Вот только молодому преподавателю Дмитрию Катарину выдали форменную футболку, изъятую у севшего в запас Владимира Шкерина. Минута, другая, третья… Итут стало ясно – преподавателей как подменили. Они сражались за каждый метр, закусив удила. Раз за разом студенты теряли мяч, и ставшие вдруг осмысленными атаки старшей команды приобретали стройность, логичность, неотразимость. Сначала преподавателям героическими усилиями удалось отодвинуть игру от своих ворот. Бородатый вратарь успокоился, повеселел и обрел уверенность. Его настроение постепенно передалось полевым игрокам. Потом – с титаническим трудом выцарапать у молодежи середину поля.

Вот уж где нашла коса на камень! Заодно выяснилось, что старые кони борозды не портят. Борьба, движение, динамика – и центр поля захвачен зелеными футболками! Все опаснее становился розыгрыш стандартных положений археологами. Мастерски бил штрафные и свободные Алексей Сергеев. С нечеловеческой скоростью и точностью вбрасывал ауты и подавал угловые Андрей Погодин. И зеленые футболки устремились на зеленую молодежь, как-то вдруг увядшую наподобие сентябрьской листвы под ногами болельщиков. Игра угрожающе придвинулась к воротам студентов, которые, по-видимому, не ожидали такого поворота событий. Битва характеров оказалась им не по силам, столкновение воль было ими проиграно. Фортуна оказалась немилосердной к студентам – у соперников разыгрался разработчик истфаковского сайта Борис Ряшко, прибавивший в движении, обыгрывавший опекунов и неутомимо таранивший студенческую защиту Удар за ударом – и оборона трещит по швам. Тут уж не до улыбок! Гол! Четыре – два! Борис Ряшко на высоте – в прямом и переносном смысле! И вот он – преподавательский навал.

Волна за волной, удары с обеих ног, головой, угловые, ауты – вперед, вперед, скорей отыграться! Забыт позор первого тайма – игра идет в те же ворота, но теперь их защищает другая команда. Еще гол! И еще! Четыре – четыре! Голова идет кругом, но преподаватели снова в атаке. Пятому голу – быть! Дмитрий Бугров обыграл кого-то на левом фланге и, топоча, пронесся до угла штрафной. С ходу навесная подача с левой ноги – прямо на голову профессору Черноухову, набегавшему на ворота по центру. Техничный удар – такие не берутся. Ура, профессор! Но что это? Мяч с силой врезается в штангу – седой форвард коварно метил в дальний от вратаря угол. Чтобы наверняка – но (как, наверное, и положено настоящему профессору) перемудрил… Вратарь выбивает мяч – все, свисток! Игра окончена! Все торжествуют – никто не проиграл! Действительно, в принципиальнейшем поединке, где не было ни грязной борьбы, ни игры в поддавки, где шла сверхнапряженная борьба – ничья. Настоящая боевая ничья. Хотя преподаватели, радуясь ей, полагали, что упустили победу. Один Анатолий Владимирович грустил и до самого вечера повторял: «А ведь если бы я забил, мы бы выиграли, да и гол-то какой получился бы!» Да, гол-красавец не состоялся. Нет проигравших – одни победители! Значит, так было угодно музе истории Клио. Вот только чей облик приняла наша историческая муза? Может быть, кого-то из болельщиц преподавателей? Или это она с загадочной улыбкой снимала матч на видео? А может быть, она пятикурсница? Или же все-таки она воплотилась в кого-то из первокурсниц? Пусть это так и останется загадкой. А тем временем команды поздравляли друг друга с честной игрой, фантастическим сюжетом и непредсказуемым результатом. Участники матча охотно фотографировались на память.

На память об этом прекрасном дне – дне, который впервые оставил осеннюю школу истфака без чемпиона. И в который раз подтвердил, что весь истфак – чемпион!