В период с 5 по 26 августа 2013 года Северный отряд ЭтноЭкспедиции под руководством Елена Валерьевна Переваловой проводил этносоциологические исследования на территории Овгортского муниципального образования в Шурышкарском районе Ямало-Ненецкого автономного округа. В составе отряда были аспирантка Института истории и археологии УрО РАН Мария Калугина., студенты Уральского федерального университета им. Б. Н. Ельцина Яна Музафарова, Максим Рустамов и Григорий Казаков. Ведущим методом исследования было анкетирование по анкете «Урал-2013: Этнокультурное наследие и идентичность». На фото - Е.В. Перевалова за работой
Село Овгорт на реке Сыне, где отряд провёл основную часть исследований, основано в 1895 году. Согласно легенде, его основал Антип Муркин. Как-то поднимался Антип вверх по Сыне, понравилось ему место у слияния двух рек. Говорят, разрезал Антип палец на руке и в чашу накапал крови своей, развел водой, немного вылил в речку, а остальное выпил сам – так он кровно связал себя с этой рекой и местом. Поставил на мысу чум и назвал это место «Ов-кур» - «поселок у слияния двух рек». Выше Овгорта по течению Сыни расположено 8 деревень: Нымвожгорт, Вытвожгорт, Ловсанхом, Оволынгорт, Хорпунгорт, Мувгорт, Тильтим, Евригорт. В данных посёлках проживает исключительно коренное население, ведущее традиционный образ жизни – оленеводы, рыбаки, охотники. В ходе экспедиции участники отряда смогли не только познакомиться с бытом рыбаков и оленеводов, но почувствовать вживую вкус настоящей ухи и оленины, увидеть священные места народа ханты, подружиться с местными рыбаками, милиционерами (пожалуй, единственное в России место, где они ещё сохранились) и строителями из Средней Азии. На фото - Река Сыня
Интересные результаты показало анкетирование (прежде всего в сфере языка и национальной идентичности респондентов). Согласно ему, главным элементом, объединяющим человека с людьми его национальности, является язык. На Сыне люди старшего поколения – из ханты, коми и русских – хорошо знают несколько языков: свой родной и язык соседей. Среди ханты общение на национальном языке ведут в основном люди среднего и старшего возраста. Молодёжь, хотя и учит ханты язык в школе, говорит даже в семейном кругу на русском. Интересно, что поведение взрослых не поощряет детей говорить на хантыйском языке: в лучшем случае, родители и бабушки с дедушками подшучивают над произношением своих чад. Однако в некоторых хантыйских семьях родители намеренно говорят с детьми только на русском, считая знание национального языка не нужным. Необычное отношение к национальному языку можно наблюдать у старшего поколения коми. Практически все они знают коми язык и легко на нём общаются.
Тем не менее, более перспективным языком считают русский, т.к. на нём можно общаться с людьми любой национальности на территории России. На фото - Мария Калугина На территории посёлка Овгорт ведётся постоянное строительство общественных зданий (школы, клуб) и жилых домов. Строительство ведут приезжие рабочие из Таджикистана и Узбекистана. Некоторых представителей ханты и коми народа, например, смущает, что между собой они говорят на своём языке, т.к. таким образом они создают как бы свою территорию.
С другой стороны, некоторые респонденты-коми стыдятся говорить на ханты или коми языке при таджиках, т.к. считают, что те могут подумать, что местные ругают их. Однако в целом между местным населением и приезжими рабочими складываются дружественные отношения. По словам и тех, и других, избегать национальных конфликтов помогает общение и взаимопомощь. Подавляющее большинство респондентов обладает сложной национальной идентичностью, т.к. кроме национального происхождения у представителей старшего поколения ханты и коми даёт знать о себе советское воспитание и продолжительный опыт общения с соседствующими народами. Например, некоторые респонденты-коми на вопрос о своей национальной принадлежности отвечали, что происходят они из коми, но считают себя русскими, а в советское время считали себя советскими людьми или интернационалистами. Аналогично, некоторые респонденты-ханты, говоря, что относят себя к народу ханты, добавляли, что одновременно считают себя русскими. По мнению респондентов, более всего обостряют национальные чувства национальные праздники.
Кроме того, фактором, обостряющим национальные чувства, являются конфликты. Несмотря на то, что многие респонденты обладают сложной идентичностью, связанной с разной национальной принадлежностью, влиянием смешанных браков и официального гражданства, разные виды идентичности актуализируются в сходных обстоятельствах: при победах в спортивных соревнованиях, достижениях представителей народа, а так же во время национальных праздников. На фото - Чета Куртямовых
На улицах Овгорта часто можно было встретить хантыйских женщин в национальных платьях и сахах. Так они одеваются каждый день. Универсальной одеждой мужчин-ханты в настоящее время являются высокие резиновые сапоги, тёплые непромокаемые штаны и куртки.
Несмотря на трудности с официальным трудоустройством, ханты занимаются традиционными промыслами: рыболовством, оленеводством, сбором грибов и ягод, выделкой шкур и изготовлением предметов домашнего обихода из природных материалов. На Сыне сохранились родовые культовые места народа ханты, которые действуют до сих пор. На фото - Бабушка за шитьём Подводя итог, можно заключить, что Сынский край до сих пор остаётся крупным очагом хантыйской культуры. При этом её активное возрождение в последнее десятилетие не мешает мирно сосуществовать с другими народами, как жившими на этой территории несколько столетий назад, так и с вновь приехавшими.