XIII выездная осенняя школа исторического факультета
р.
р.
Автор текста - Д. В. Бугров Автор фото - О. В. Горбачев, Д. В. Бугров
Утром в субботу, 17 октября 2015 г., 3 больших автобуса отошли от здания Ленина,51 и взяли курс на север – на базу отдыха "Селен", расположенную в 36 километрах от Екатеринбурга, в сосновом лесу. Так началась XIII выездная осенняя школа исторического факультета Института гуманитарных наук и искусств УрФУ.
Более сотни новобранцев-первокурсников, сопровождаемые кураторами-старшекурсниками и преподавателями, выехали навстречу испытаниям – для того, чтобы на следующий день вернуться в Екатеринбург уже полноценной дружной когортой знаменитого VI легиона. Снег за городом – чистый, белый, пушистый – манил играть в снежки. Заселение в жилой корпус прошло организованно и быстро. И вот уже первокурсники – историки, архидоки, туристы – построились на плацу. Директор ИГНИ, первый проректор УрФУ Дмитрий Витальевич Бугров объявил школу открытой и призвал к особой бдительности – дабы 13-й порядковый номер осенней школы истфака не материализовался в какую-нибудь неприятность. Под славный факультетский гимн "Орел Шестого легиона" взлетел на флагшток золотисто-алый флаг истфака.
Выездная школа стартовала! Потом в конференц-зале первокурсники знакомились с историей создания Уральского федерального университета. Затем вкусно и сытно обедали, от души благодаря сотрудников базы отдыха комбината "Уралэлектромедь" за гостеприимство. После обеда настало время последних репетиций – не зря ведь первый курс под руководством кураторов почти месяц готовился к гала-концерту, творчески изнуряя себя в аудиториях и переходе учебного корпуса на Тургенева, 4. Постепенно стемнело. Лес тревожно зашумел, в его темной глубине затаилось нечто загадочное и немного пугающее. Самое время для посвящения первокурсников в студенты истфака! Тревожные сумерки словно предупреждали: что-то должно случиться. И оно произошло. Заместителя декана истфака Светлану Юрьевну Зырянову кто-то похитил. Очевидно, злые (даже очень злые!) силы не дремлют даже в тихом заснеженном бору на левом берегу неприметной реки Шитовской исток…
Ведомые кураторами, отважные первокурсники отправились на поиски. По пути им встретились – одна за другой – целых три одетых в черное ведьмы, по обличью не похожие друг на друга, но единые в своем стремлении подбить юных истфаковцев на всякие пакости (неприятие традиций, прогулы и лень, непослушание старшим – в общем, на бузу). Ведьмы не смогли убедить первокурсников в своей правоте – и были пленены, а затем доставлены на плац. Там один из старших офицеров Шестого легиона Дмитрий Олегович Лоевский, по-видимому, не на шутку разъяренный тем, что найти и отбить у темных сил Светлану Юрьевну так и не удалось, громко потребовал сжечь пленных. Черный лес не выдержал этой душераздирающей сцены – и отпустил-таки Светлану Юрьевну. С ее появлением на плацу воцарились радость и согласие. Но сожжение все-таки состоялось – по традиции, было предано огню чучело Всего-Того-Что-Мешает-Нам-Жить. Под мантры о величии истфака, бодро и громко читаемые Дмитрием Витальевичем, первокурсники, чувствуя тепло, исходившее от очищающего пламени, дали клятву быть достойными исторического факультета, а значит – стремиться быть лучшими во всем. Разумеется, плац был неоднократно оглашен бравым кличем: "Истфак – чемпион!". Затем все отправились на ужин, а после него – в концертный зал, где должно было состояться главное событие – яркий и громкий концерт, подготовленный силами самих первокурсников. И началось разноцветное шоу, смотр талантов и их возможностей. Сцену заполнила артистическая молодежь – танцевавшая, певшая, драматично говорившая и комично жестикулировавшая.
Одна групповая постановка сменяла другую – и становилось понятно: не важно, кто выиграет и съест призовой торт…Важно, что праздник удался! В зале установилась атмосфера доброжелательности и истфаковского братства; уже выступившие академические группы поддерживали тех, кто появлялся на сцене. И даже жюри вовсе не казалось суровым – хотя на долю Николая Баранова, Дмитрия Бугрова, Вероники Высоковой, Станислава Опарина и Екатерины Чиловой выпало непростая миссия. Нелегко оценивать тех, кто так позитивно, творчески и искренне представлял плоды своего труда, кто создал этот праздник и по праву явился его украшением. Тот самый случай, когда однозначно должен быть реализован принцип, сформулированный когда-то в "Пикнике на обочине" братьями Стругацкими: "Счастье для всех, даром, и пусть никто не уйдет обиженным!" Фестиваль веселья и дружбы открыла группа 103 (документоведение и архивоведение). Архидоки были лаконичны, но сумели создать особое настроение. Еще бы! Ведь созданная ими аура хипстерского бара и с оптимизмом спетая финальная песня вступили в противоречие с тем брутальным оригиналом (WWW Сергея Шнурова), на музыку которого были положены архидоковские стихи о том, что истфак – как водится, чемпион!
А без противоречивости, как известно, редко рождается творческая удача… В полной мере этот позыв подхватили историки из группы 101. Они путешествовали во времени, выхватывая из его глубин нечто по-хорошему абсурдное. Кто-то демонический (как герой Тома Уэйтса в "Воображариуме доктора Парнаса") сменялся Авраамом Линкольном, а тот – в свою очередь, гротескными персонажами из истории Германии конца 1930-х. Тень великого "Кабаре" накрыла затихший зал – а уж то, как прозвучала в аутентичной англоязычной версии знаменитая песня в исполнении первокурсницы, наверняка понравилось бы и самой Лайзе Минелли… Впечатлили своей грацией черные кошки. Ярко выступил и кот, который сам (!) умело исполнил степ. Какое же кабаре без хорошей чечетки? Универсальными актерскими данными запомнилась и девушка, исполнявшая, в общем-то, не очень понятную, но любопытную роль, в которой нашлось место даже пению на немецком языке. Пожалуй, в постановке группы 101 были задействованы самые интересные режиссерские ходы.
Все работало на успех – и креативное оригинальный изобразительный ряд на большом экране, и декорации, и костюмы, и все пространство зала (как и положено в театре абсурда). Итоговая песня на мотив произведения Ляписа Трубецкого также несла в себе заряд истфаковского позитива! Туристы из группы 100А ярко, динамично и очень бодро представили стереотипы непросвещенных иностранцев относительно туристских достопримечательностей России. В аэропорт "Кольцово" для обучения на истфаке УрФУ прибыл вьетнамский студент Хань. Невероятно обаятельный и пластичный, этот улыбчивый гость из Юго-Восточной Азии сразу столкнулся и с медведями, гуляющими (да еще и классно танцующими!) на городских улицах, и с гопниками, отжимающими у него телефон, и с назойливыми цыганками… А встречавшая и опекавшая его девушка-отличница сначала призналась Ханю в том, что занимается наставничеством исключительно по приказанию декана. А потом, немного погодя, отбив вьетнамца у напористых однокурсниц-мажорок, призналась ему в любви, получив взамен встречное признание. Итоговый массовый танец символизировал всеобщее ликование по случаю столь трогательного проявления дружбы народов, плавно перетекшей в высокое чувство…Показательно, что в этой постановке песен не было. Историки из группы 102 постарались демпфировать это, в общем-то, несколько настроение и вернуть зал в атмосферу театра абсурда.
Подобно братьям и сестрам из 101-й группы, они отправились в путешествие во времени. Но в данном случае детально исследовался "эффект бабочки". Проснувшаяся в баре героиня стала слышать Голос, который направлял ее на великие дела. Но несчастной не удалось предотвратить покушение на Ленина и тем самым не допустить последовавшего затем утверждения Сталина в роли вождя мирового пролетариата. В финале выяснилось, что Голос и перемещения во времени – не более, чем сон (или бред). Завершающая песня звучала как-то не очень уверенно, даже немного вразнобой, Но было в этом что-то искреннее, честное и естественно-наивное.
Так вчерашние школьники, немного стесняясь, прощаются с ушедшим детством, улыбаясь грустно и виновато… Туристы группы 100Б решили помериться с историками на их поле – поле абсурда. Но вынести мозг себе и зрителям они решили не с помощью перемещений по волнам времени, а непосредственно там, где как раз самое место съезжающим крышам – в психиатрической больнице. Активный и шустрый, но слегка простоватый доктор Хаус (с замашками плейбоя) и его сумрачный, скептически настроенный коллега патологоанатом Никита Быков пытаются как-то разобраться со сложнейшим случаем раздвоения личности героини. Она действительно раздваивается, являясь то в облике светлой девушки в белом, то в вампирическом обличье Снежаны (именно так!) в черном. Черная Снежана – это состоявшийся вынос мозга. Это пострашнее танцующих медведей… Даже профессиональный пофигизм, обаяние, и острый, как скальпель, ум не помогают патологоанатому добиться успеха. В результате – суд (понятно, что самый справедливый в мире), а потом явление еще одной девушки в светлом, гордо несущей на себе плакат "феназепам". Члены жюри углубились в свои гаджеты, со смешанными чувствами узнавая, что феназепам – это лекарство, применяемое при невротических, неврозоподобных, психопатических и психопатоподобных состояниях.
Стало немного не по себе – и даже блистательная игра актеров (сродни игре гениальной труппы фильма "Пролетая над гнездом кукушки") не убедила присутствовавших в том, что на самом деле все хорошо, и превращение в овощ никому не грозит… Кстати, и в этой постановке никто ничего не пел. Туристский тренд, однако? …И вот, наконец, жюри закончило совещаться и довело до всех результаты осенней школы. Группа 103 (архидоки) получила торт за победу в турнире 1-го курса истфака по боулингу, который проходил в Екатеринбурге. Олег Игоревич Нуждин подтвердил факт мастерства архидоков в этом пока еще не олимпийском виде спорта. Призы за лучшие роли второго плана были вручены универсальной актрисе из группы 101 (жюри обозначило ее роль так: "Счастье, которое нашла 101-я группа") и патологоанатому Никите Быкову из группы 100Б, который, наверное, будет долго являться во снах наиболее впечатлительным зрителям. Затем стали известны обладатели почетных званий за лучшее исполнение ролей первого плана. Мистером 1-й курс стал Хань из группы 100А, а мисс 1-й курс – Снежана Черная из группы 100Б.
Лучшими постановками были признаны две: 1-е место разделили выступления группы 100Б и группы 101. Им также были вручены торты. Ликованию этих творческих коллективов и их кураторов не было предела! Также было объявлено о том, что 101-я группа победила еще в одном состязании – в лесном квесте, который проходил в одном из лесопарков Екатеринбурга при судействе О.И. Нуждина. Д.В. Бугров, вышедший на сцену в костюме среднеазиатского мудреца, вручил от себя лично футболку с надписью "Никогда не было, и вот опять" в знак персонального признания и уважения доктору Хаусу из группы 100Б. Потом Дмитрий Витальевич, порадовавшийся, что концерт завершился за несколько минут до полуночи, страшным хриплым голосом исполнил… нет, не cover-версию "Спокойной ночи, малыши", а свою "Гуманитарную песню", в которой угадывался мотив Smoke on the Water.
Тем самым вечер абсурда подошел к своему завершению. Наступила полночь, но никто не превратился ни в тыкву, ни в лягушку, ни в крысу. …А дальше были танцы в диско-зале до 3-х часов ночи, песни под гитару и без, душевные разговоры, крики "истфак – чемпион!". Потом – короткий предутренний сон, плотный завтрак, погрузка в автобусы и выгрузка около учебного корпуса на Ленина, 51. И XIII осенняя школа исторического факультета сама стала историей!