Деловой визит в Болгарию

6 - 13 июня 2005 г. в Болгарии с деловым визитом побывала группа руководителей исторического факультета УрГУ в составе: декан Дмитрий Витальевич Бугров и два византиноведа (заведующий кафедрой истории древнего мира и средних веков Валерий Павлович Степаненко и заместитель декана Татьяна Викторовна Кущ). Шестью годами ранее этим же маршрутом проследовала делегация УрГУ в несколько ином составе (Д.В.Бугров, В.П.Степаненко и Н.И.Бармина). После визита 6-летней давности благодаря заключенному договору о сотрудничестве с Шуменским университетом в стране археологов, нумизматов и искусствоведов побывали несколько представителей славной школы византиноведения. Более того, 7 студентов истфака во главе с заместителем начальника отдела международных связей УрГУ Ириной Вячеславовной Даниловой, научный интерес которой составляет археология, участвовали в раскопках, которые совместная экспедиция вела в Силистрии на Дунае.

Именно там, как известно, от Иоанна Цимисхия мужественно оборонялся Святослав Игоревич, оптимистически возгласивший: «Ляжем же костьми, братья, бо мертвые сраму не имут!». В празднованиях, посвященных 60-летию истфака УрГУ, лично приняли участие знаменитый археолог Тотю Тотев (в ту пору – ректор Шуменского университета) и доцент Ивайло Петров. Их не смутил тот факт, что в начале мая 1999 г. уральская природа щедро посыпала наших гостей белым снегом… Целью поездки было продление договора с Шуменским университетом на очередной 5-летний срок. Для справки: Шумен – областной центр в 80 км к западу от Варны. Известен тем, что именно здесь на высокой горе находится сооруженный в эпоху коммунистических экспериментов Тодора Живкова знаменитый памятник основателям Болгарской державы (фрагмент композиции – на снимке).

Древнеболгарские воители сумрачно вглядывались в бледные лица уральцев. С добром ли пришли северные гости в страну Североатлантического союза в канун выборов в парламент Болгарии? Вообще, вся неделя выдалась дождливой, прохладной и ветреной. 14-16 градусов по Цельсию – эка невидаль для Урала, где летом время от времени воцаряется «зеленая зима». А вот для гостеприимной Болгарии с Золотыми песками и Солнечным берегом такая погода – это в буквальном смысле деньги на ветер… Другая известная всему миру достопримечательность Шумена – находящийся под охраной ЮНЕСКО знаменитейший Мадарский всадник.

Мадара вообще – светлое и загадочное место, где издревле обитали люди. Эти каменные лбы, эти таинственные пещеры видели многое. В том числе и съемки фильма «Турецкий гамбит» (помните: вольноопределяющийся русской армии тайно встречается среди камней со своим возлюбленным, их выслеживает неугомонный Эраст Фандорин, и тут-то на всех присутствующих в Мадаре откуда-то сверху покушается злобный Анвар, телезрителям более известный как Казанова). Причем делает это весьма результативно. Хорошо, что при этом высеченный на скале символ Болгарии (Фракии и т.д.) не пострадал. Многие думают, что видят в Мадаре Георгия Победоносца. Да, этого святого в Болгарии почитают (как и Дмитрия Солунского). Но древний Всадник появился здесь в незапамятные времена, когда христианство еще не добралось до этих мест. Известный болгарский византинист, специалист по средневековой сфрагистике и нумизматике профессор Иван Йорданов (на снимке – справа от Валерия Степаненко) недавно вернулся из годичной стажировки в Вашингтоне, где собрал богатейший материал для новых исследований. Кстати, И.Йорданов время от времени публикует статьи в научном ежегоднике «Античная древность и средние века», издаваемом на истфаке УрГУ. Благодаря его усилиям сотрудничество УрГУ и Шуменского университета в ближайшие 5 лет перейдет в новую фазу. Со следующего года студенты-уральцы будут проходить археологическую практику в Плиске и Великом Преславе, причем делать это планируется ежегодно. Поскольку в университетах Болгарии историки мирно уживаются с дружественными филологами под крышей одного факультета (так когда-то было и в УрГУ, где существовал историко-филологический факультет), новая фаза сотрудничества открывает широкие возможности и перед уральскими филологами.

Опять-таки с будущего года планируется организовать для историков и филологов этнографическую и фольклорную практики в Созополе (суперкурортное место южном побережье в сторону турецкой границы). На снимке: делегация УрГУ в кабинете декана гуманитарного факультета Шуменского университета Стояна Витлянова обсуждает, как жить дальше в условиях развития Болонского процесса, активизации исламского фактора и углубления европейской интеграции… Дмитрий Бугров пишет добрые пожелания в книге почетных гостей. Вообще, имя Дмитрий (точнее – Димитр) в Болгарии в ходу. В самом деле, его носил не только Благоев. На болгарских иконах всадник с копьем встречается очень часто. Как популярно объясняет профессор В.П.Степаненко: если копьем протыкается змей, то перед нами – святой Георгий, а если нехороший человек – то святой Дмитрий.

Профессор Добрин Добрев, ректор Шуменского университета «Епископ Константин Преславский» договор о сотрудничестве с Уральским государственным университетом им.А.М.Горького. Кстати, в болгароязычном варианте договора УрГУ именуется так: Уральски державен университет Горки. Торжественная церемония проходила в окружении большого количества представителей шуменских и варненских СМИ. Когда посланцы УрГУ спустя 2 часа ехали на рандеву с Мадарским всадником, ведущий популярной радиопрограммы уже взахлеб, с непередаваемыми южными интонациями, рассказывал о культурной новости дня, которая на какое-то время оттеснила на задний план перипетии политической борьбы в регионе. И это накануне державных парламентских выборов! Граждане России испытали тройную гордость – за УрГУ, за Екатеринбург, за Российскую Федерацию. Завершив дела в гостеприимном Шумене, уральская миссия двинулась далее на юго-запад, в сердце Болгарии, где расположена древняя столица Велико Тырново. Это (особенно в хорошую погоду) – рай для туристов. Здесь каждый уголок – свидетель «преданий старины глубокой».

Высокие горы – Царевец, Трапезица, причудливо петляющая горная река Янтра, лавочки с традиционными изделиями ремесленников, заведения с национальной кухней – механы, музеи, церкви. Не случайно город находится под патронажем ЮНЕСКО. И не случайно здесь бродит по улицам множество любопытствующих иностранцев – хотя море от Тырново так далеко… Крепость на горе Царевец – это тырновский кремль. Как с гордостью говорят жители города, Царевец никто и никогда не мог взять штурмом или осадой. Он пал только один раз – и причиной тому была банальная измена.

Изменил, согласно легенде, какой-то плохиш из торгового сословия, причем неславянского происхождения. И злые османы вошли в крепость, осев в ней надолго. Эта церковь на Царевце – своеобразный символ Тырново. Тот, кто здесь побывал, навсегда запомнит эти места. Не так далеко от Тырново к югу – знаменитый Шипкинский перевал. Но это – уже совсем другая история… Тучи над Царевцем ходят, в воздухе пахнет грозой. Сотрудница Тырновского музея Софья (гид высочайшей квалификации) показывает гостям крепость. По этим древним камням, если верить легендам, ходил Годфруа Бульонский. Или, может быть, Балдуин Фландрский. Или и тот, и другой. По лицу продрогшего Дмитрия Витальевича видно: ступать по мощеному булыжниками мосту в мягких мокасинах несколько непривычно и неудобно. Наверное, в кольчужных чулках было сподручнее. Или сподножнее? И вообще, 6 лет назад в это же время тырновское солнце палило на 40 градусов, и путь по мосту казался дорогой в пекло…И на ногах были кроссовки на пружинящем ходу…Стоп! Не хандрить! Из Шумена в Тырново уральских миссионеров сопровождал аспирант Ивана Йорданова Николай Кынев, живущий в Тырново, но работающий в Шумене. Он также публиковался в «Античной древности и средних веках»; более того, участвовал в работе международной научной конференции «Россия – Крым – Балканы: диалог культур и цивилизаций» (сентябрь 2004 г.) в Крыму.

Главным организатором этой конференции, проходившей в Херсонесе Таврическом, был, напомним, исторический факультет УрГУ. Нет, это не папарацци за работой. Это византиноведы УрГУ снимают средневековые руины. Не будем им мешать! Трудно было декану уговорить заведующего кафедрой воссесть на престол. Только владение искусством ведения деловых переговоров позволило Дмитрию Бугрову в очередной раз успешно провести историческую реконструкцию социокультурной среды, причем всего-то за пол-евро. На этот раз с профессором Степаненко в главной роли.

Знакомьтесь: царь Калоян собственной персоной! Это – знаковый персонаж средневековой болгарской истории. Его овеянная легендами личность соединяет в себе черты как тирана (Иван Грозный), так и богатыря (Илья Муромец). Известно, что после сильнейшего удара по черепу голова царя постоянно и очень сильно болела. Может быть, потому-то он и зверствовал в отношении как классово родственных боляр (именно так по-болгарски), так и социально чуждого черного люда. Представляете: богатырь с болями в голове – да на царском троне! Его сиятельство клыкастенький Влад Цепеш (не к ночи будь помянут) может отдыхать… А при чем здесь лев?

Лев – это тоже символ Болгарии. Это – Калоян добрый. Он еще не знает, что власть – тяжелое бремя и давящая ответственность. Кстати, на осенней школе истфака-2004 профессор Степаненко был замечен в костюме викинга, в который облачился абсолютно добровольно, более того – несанкционированно. Очевидно, в докалояновской инкарнации его звали Торфинн Карлсефни или Финбогги Суровый. А вот – Калоян бывалый. Он уже все понял, и не рад этому. Услышав дружеский совет декана (да что там царствовать? главное – не забывать с болярами советоваться!), царь недобро сощурил глаза и ответил сухим и резким голосом: «Да уж… А то убьют…» И опасливо оглянулся. А после этого Калоян, переодевшись профессором, спрятался в механе и нервно пил хорошее пиво с характерным и неслучайным названием «Болярка». Похоже, помогло… По крайней мере, он мог позволить себе изредка появляться на улицах. Правда, только с сопровождением… …и очень быстро исчезая из виду. Возможно, эти лукавые византийские штучки сбили с толку простодушных, хотя и жестоких, боляр. А когда уральцы засвидетельствовали свое почтение впечатляющему памятнику братьям Асеням (на снимке: один из этих воинственных сынов болгарского народа), страх перед болярами прошел… И заведующий кафедрой смог спокойно наслаждаться обществом Д.В.Бугрова и позировать перед объективом Т.В.Кущ рядом со стилизованными древнеболгарскими львами.

Если что, черные всадники Асени в обиду не дадут! И потому-то мрачные тени, сгущавшиеся в опутанных паутиной углах механ, больше не казались пугающими – равно как и оленьи рога на поперечных балках, и медвежьи шкуры, растянутые на стенах уже не могли отвлечь отважных северян от тестирования специалитетов балканской кухни в ее болгарском варианте. Настало время подумать и о бессмертной душе – благо интересных православных храмов с фресковой живописью в сказочном Тырново немало. Сын Тотю Тотева Константин руководит реставрационными работами в одной из церквей (на снимке: на переднем плане). Он познакомил уральцев с технологическими приемами и рассказал об особенностях труда реставраторов. Затем пришел час прощания с Софьей. В одном из романтических уголков старинного города Валерий Павлович галантно говорит ей: «Благодаря!» По-болгарски это означает «спасибо».

Наступил черед деловых переговоров – на этот раз с руководством Великотырновского университета имени святых Кирилла и Мефодия в лице проректора по международному сотрудничеству доцента Христо Глушкова (на снимке: в центре). Этот авторитетный в Болгарии университет также заключает договор о партнерстве с УрГУ. Беседа с заместителем декана факультета истории и права доцентом Петко Петковым подтвердила, что проблемы высшего образования в Болгарии и России во многом схожи. Разве что болгарские университеты на несколько лет опережают российские по темпам выполнения болонских требований. Ну так ведь они вступают в единую Европу – не за горами вхождение Болгарии в Евросоюз… Через покрытые туманом горы и долины автобусом через Бургас уральцы добрались до черноморского города Несебр (древние греки основали его под именем Месемврия). Теперь здесь всемирно известный курорт, но делегацию больше интересовал Музей черноморской археологии. К тому же погода по-прежнему оставляла желать лучшего. О том, чтобы искупаться в прохладных водах Черного моря, уроженка украинского приазовского почти что курортного города Татьяна Кущ даже не помышляла.

Оставалось только собирать красивые ракушки в полосе ленивого прибоя да иногда отскакивать от начинавших неожиданно резвиться волн. Уроженец знойного Тбилиси Валерий Степаненко и коренной екатеринбуржец Дмитрий Бугров наблюдали за всей этой – по сути, осенней – идиллией с пенсионерской скамьи. Моржей не нашлось и на этой скамье. Местные чайки, тоже немного грустившие по солнцу и теплу, утратили бдительность и давали себя сфотографировать. Но люди – не птицы. Им в большей степени свойственно любопытство; к тому же именно людям, а не птицам, предстоит проходить практику в Несебре. Поэтому – встать и на осмотр храмовой архитектуры! А архитектура эта сколь количественно многочисленна, столь и содержательно разнообразна.

Византиноведы сфотографировали по 11 церквей каждый, чем и гордятся по сей день. На снимке: малая толика православных храмов Несебра – как действующих культовых сооружений, так и археологических памятников.