7 ноября – красный день календаря… Бывший… Другой стране - другие праздники. Сегодня, думается, вполне уместно вспомнить университетский День Первокурсника. Самые юные студенты всех факультетов УрГУ традиционно заявляют о себе шествием по маршруту Главный корпус – здание на Тургенева – Цирк, где (т.е. в Цирке) и проходит праздничный концерт. Впрочем, «традиционно» для кого угодно, только не для самих виновников торжества – для них все в первый раз… Казалось бы, только-только отшумел День первокурсника истфака на Таватуе…
Напоенное новизной и творчеством настоящее незаметно и бесповоротно стало прошлым, взмыленные кураторы уже не встречали идущих с пар первокурсников «в переходе» или «у герба», и слова «декор»-«костюмы»-«текст» без боя уступили место в «топе» цитируемости «латыни», «тысячам» и «карточкам»… Начались равномерные учебные будни. В то время мне не раз задавали вопрос: «А что у нас будет дальше?». Имелась в виду, как легко догадаться, отнюдь не учебная программа… И чаще всего в глазах вопрошающего читалось: «Неужели это все?» Нет, конечно, нет… У старины-истфака (вечно молодого!) в легионерском заплечном мешке прорва ярких картинок для каждого, и не только «по профильным предметам». Вот покуда вам еще одна – на всех: праздничное шествие всем миром. То есть Универом. Что, в свою очередь, предполагало некую соревновательность между факультетами – фрагментами колонны. Мы, разумеется, не могли ударить лицом даже в относительно чистую поверхность. В час X дня Y на кафедре Z собрались представители все тех же первокурсников и кураторов. Была обсуждена и принята концепция факультетской «коробочки».
Работа закипела… Благодаря спонтанной инициативе представителей группы 103 в одной из известнейших городских фирм-производителей турспортснаряжения (одной из двух… которая НЕ «Манарага»… всего лишь за малую сумму, господа, я мог быть гораздо более конкретен сейчас!) было заказано четыре мешка красивейших желтых футболок с красным орлом на груди. Не вполне студенческая цена не отпугнула патриотов – футболки разошлись аки блины на Маслену. Сим было достигнуто желанное единообразие. Но этого, понятное дело, было недостаточно. Требовалась «изюминка», отличительный штрих. Штришок вышел немаленький - средоточие будущей колонны являло собой трехметровой длины брус, покрытый золотистой пленкой, от которого, как лучи от солнышка, расходились в стороны шелковые ленты «фирменных» красного и желтого цветов. Венчало конструкцию панно из воздушных шаров размером полтора на полтора метра, несущее на себе орла Шестого легиона (пользуясь случаем, хотелось бы выразить обещанную отдельную благодарность студенткам 1 курса Марии и Екатерине, изобразившим сакральный символ быстро и похоже). Кроме того, уникальным элементом шествия должны были стать (и стали, отметим) четыре представителя клуба исторического фехтования УрГУ (в подавляющем большинстве – студенты истфака), одетые римскими легионерами (или максимально близко к тому). С собой у «железных» была копия собственно «аквилы», т.е. бронзового орла – символа коллективного духа легиона. Таким образом, «римская» тема была раскрыта полностью… Между орлом на древке в руках легионера и орлом ватманским, парящим на шариках, незримо пролегли двадцать веков истории… Ну а кипучей, энергичной современности было предложено заявить о себе «кричалками», сбор которых был объявлен по группам. Каждая из них, несомненно, являла собой крик души, посему собранный материал подвергся лишь исключительно орфографической правке. И мы пошли…Вернее, так (а-ля один современный автор :) ): Мы не совсем пошли. Вернее, не сразу. Ну, наш…как бы его назвать…флаго..ленто…шест, что-ли…
Так, вот, флаголентошест должен же был нести Сергей…ну да, Мистер первый курс… И мы с ним и с Виталием его вытаскивали через Тургенева, а когда вытащили, поняли, что один его не унесет, да и двоим… Ну то есть он не то чтобы тяжелый, а у него парусность большая…ну, ветер дует, а у шаров же площадь…полтора на полтора…и они как парус… Но, мы его донесли до наших, и нашим всем понравилось, ну, кто не видел, им понравилось, это сразу было понятно, и все стали с ним фотографироваться, с ним и с Сергеем, он же не мог от него деться никуда…Давали мне кучу фотоаппаратов, строились и улыбались, а я снимал… Потом мы встали уже почти колонной, постояли, погалдели, крикнули несколько кричалок на пробу… И вот это все…просто, понимаете, мы же ведь стояли на месте…а было чувство, что мы двигаемся куда-то… ну, вот это солнце… и суматоха… и шарики… и даже девицы эти пьяные … с факультета какого-то...все это было как-то… как-то… не знаю…хорошо было, одним словом… А потом вся колонна двинулась вперед. И мы пошли. Шли весело, радостно и азартно. Лишь зоркий глаз немногих отмечал периодически возникающие сложности. Разобранные по рукам концы ленточек пришлось бросить – слишком плотная группа тормозила движение. Пара «шестоносцев» в начале пути периодически отставала. Наверное, лишь сами парни знают, скольких усилий им стоило все же закрепиться в середине колонны и поддерживать общую скорость, борясь (без шуток!) со встречным ветром…
К концу пути «кричалки» превратились в «сипелки» и «хрипелки» (Вини-Пух о таком не знал!), однако молчание ни разу не воцарялось над истфаком дольше чем секунд на двадцать. Уже стоя у Цирка, все сделали над собой последнее усилие и окончательно сорвали голоса. А «флаг» наш взлетел не сразу… Да, шары были надуты гелием и в финале должны были взмыть, унося с собой орла… Однако по ряду причин надули их раньше, чем следовало, и они успели «устать». Овеществленному в ватмане орлу пришлось остаться на земле, а в ясно-голубое небо того дня ушел лишь его незримый образ вкупе с ярким прямоугольником «истфаковских» цветов.
В не столь давние времена режиссеров за такое убирали (как минимум из режиссеров), в наши же дни можно просто сказать: «Что ж, тоже неплохо». Что ж, тоже неплохо. Идеи и чувства – они же не в бумаге…