Зальцбург

Автор - Алексей Павлович Килин
Сразу скажу, что в Зальцбурге я был только один день и потому знакомство с этим городом иначе как «шапочным» не назовешь. Город находиться в трех часах езды поездом от Вены и в двух часах от Мюнхена. Естественно, на пути из Вены в Мюнхен и надо было остановиться в Зальцбурге, лучше денька на два. Но, увы, я мыслил российскими расстояниями и посчитал, что шесть часов в пути – не так страшно. На самом деле – не страшно, поезда – комфортны. Однако цены на билеты – кусаются. Итак, мы в Зальцбурге. Уже подъезжая к городу, начинаешь любоваться горами.

Я понимаю, что европейцы ищут на Урале – вот эти самые, настоящие горы. Но их ожидания оправдываются лишь на Северном Урале. Здесь же горы самые настоящие. Зальцбург – сразу же навевает воспоминания о Соликамске, о соли и о той стратегической роли, которая отводилась этому продукту, наряду с хлебом и водой. Это сегодня мы считаем ее «былым ядом» и пытаемся всячески избежать, а в прошлом она порой была на вес золота. Её могущество было настолько сильно, что она была способна воздвигать города, например, Соляной город – Зальцбург. В городе проживает 145 тыс. жителей, более 65% - служащие или работники сферы услуг, каждый третий работающий прямо или косвенно связан с туризмом. Это позволяет земле Зальцбург считаться одним из самых динамичных регионов Европы. Здесь самый низкий уровень безработицы в Австрии 5%. Выйдя с вокзала – направились в центр, глазея по сторонам на местные достопримечательности. Встречались люди в национальных, горных одеждах. Это выглядело очень органично и совсем не напоминало маскарад.

Город, на первый взгляд, небольшой. Есть путеводителя на русском языке, с картинками. В принципе и без них туристические тропы совершенно очевидны – иди туда, куда движется основной поток, в центр к замку. Мост Штаатсбрюке через реку Зальцах, которая делит город на две части – старый княжеский город расположен на левом берегу (если смотреть на фото – то справа), а правобережная часть называется Новым городом. На заднем плане виден музей современного искусства, который был открыт в 2004 году. Современное здание контрастирует с крепостью, которой уже много веков. Зальцбург – оплот клерикализма, это не случайно, т.к. это земли архиепископа. Его резиденция (место жительства) и кафедральный собор (место работы), находятся на одной площади. В ее центре фонтан из мрамора, как уверяют, самый большой за пределами Италии, построенный, однако, итальянцем. Кафедральный собор связан с именем Моцарта, здесь трудился его отец. Сегодня на втором этаже здесь разместилась выставка, посвященная Моцарту. Представлен целый ряд портретов композитора, которые схожи лишь в одном – парик соответствует моде тех лет. Во всем остальном – полная свобода творчества. Парадокс заключается в том, что мы можем достаточно точно воспроизвести музыку композитора, услышать его, а вот увидеть – лишь весьма приблизительно. В соборе сочетается старое и новое, так крипта, место захоронения архиепископов, является образцом авангардной архитектуры, но в часовне расположено распятие XII в.

Сам собор сочетает в себе архитектурные стили позднего ренессанса и раннего барокко. Купель одна из самых больших художественных ценностей собора. Она была отлита в XIV в., а медные львы относятся к XII в. Залы резиденции интересны тем, что в них воссозданы старинные интерьеры и еще тем, что в них выступал юный Моцарт, и в каждом – впервые. В резиденции размещаются и временные экспозиции, на этот раз посвященная сну. Портреты, скульптуры, ночные сорочки и подушки, все это свидетельствовало о том, что сон – это некий мистический ритуал. На фото - Резиденция, Ауедиенцзал У путешественника всегда есть повод для радости, которую он испытывает при встрече со знаменитыми историческими памятниками (Эйфелевой башней, например). Не меньшее удовольствие приносят собственные открытия, те, о которых не пишут в путеводителях. Например, случайно встреченный шарманщик или какая-то бытовая зарисовка на улицах города. Могу предположить, что совершенно случайно полученное удовольствие от обеда, может вытеснить все эти впечатления на второй план. Только в Зальцбурге мне удалось попробовать штрудель, с которым не могут сравниваться ни до, ни после попробованные аналоги. Все это с бокалом белого вина с газированной водой и, казалось бы, что в Зальцбург съездил не зря. Я понимаю, что этот мой опыт мимолетен, что вновь воспользоваться этими знаниями я вряд ли смогу. Вполне вероятно, что вновь попасть в Зальцбург мне не удастся. Возможно, что в следующий раз, все же приехав в этот город, я разыщу на улице Гольдгассе этот кабачок, и вновь заказав тот же штрудель, получу совсем иное…

Возможно, у повара будет дурное настроение или я посчитаю, что первые ощущения были намного ярче. Все это и делает поездки замечательным приключением, когда вы, наслаждаясь моментом, осознаете его мимолетность и потому особенно ценным. Но рассуждать так можно только на сытый желудок! Зальцбург в юбилейный год весь состоит из концертных площадок. То там, то здесь высятся амфитеатры временных зрительных залов, сцены располагаются на площадях. Но особенно одаренным личностям не нужны декорации. Сам город для них одна большая декорация. Повсюду «уличные» музыканты. Кавычки не случайны. Это, скорее всего, филармонические коллективы, которые, пользуясь случаем, выехали на заработки. Среди них и оркестр балалаечников. Я не слышал на каком языке они говорят, но, судя по инструментам – это были наши соотечественники. Они исполняли не «Калинку-малинку», а произведения Моцарта. У подножия горы расположился старейший бенедиктинский монастырь в немецкоговорящей Европе. Он основан в 696 г. Монастырское кладбище не изменялось с XVII в. на надгробиях красуются рыцарские шлемы, а сами надгробия украшены гербами. Сразу вспоминаешь фильм Александр Невский, с поразившими меня доспехами немецких рыцарей. Пусть они были и враги, но доспехи, как сейчас помню, мне очень нравились… Готическая капелла святой Маргариты, построена в 1491 г. Недалеко от кладбища находится вход на фуникулер, который действует с 1892 г. и на котором (конечно же, не на том самом, а на его прапраправвнуке) можно подняться к крепости Хоензальцбург. Крепость Хоэнзальцбург (Высокий Зальцбург) – символ города. Появилась она, впрочем, как и все крепости не от хорошей жизни, а как убежище для архиепископа.

Князья церкви, подчиняясь римскому папе, вынуждены были держать осаду во враждебном окружении. Немецкие князья поддерживали императора. Строительство крепости относится к XI в., а последнее переустройство к 1681 г. Очередь. Да именно она, забытая казалось бы нами уже навечно. Пока стоял, около часа, думал, что только культурные ценности, особого типа информация, эмоции и т.п. нематериальные ценности могут заставить современного человека стоять в такой очереди (умолчу о рождественских распродажах). Дети развлекались, ползая по скульптуре, которая изображала корову (или быка), а взрослые тихо переговаривались на всевозможных языках и с любопытством рассматривали друг друга. «Вот, какие они – русские, китайцы, японцы, немцы, французы, американцы и т.д. и т.п. по списку. Когда же вы попадали в замок, то получали на руки аудио-гиды, опять же на соответствующем языке. Выбор был – языков 7 – 8, в том числе и русский.

Отдельно для детей предлагались детские варианты гидов. Интересно было бы послушать, что там говорят детям. Детскими голосами или распевая песенки? Внутри замка никакого разброда и шатания – только группой, организованно, под присмотром служащего с саквояжем, в котором, в самом конце экскурсии оказались наши «говорящие машинки». Внутри замка понравились старинные залы, Золотая комната, в том числе, а также выставка Воинской славы Австрии, наверное, так её можно назвать. Единственно, что смущало, так это военная форма времен Второй мировой войны с нацистской символикой и фотографии на стендах, на которых австрийцы брали в плен русских. Такие экспонаты могли демонстрироваться и в советских музеях, но, как правило, в соответствующем обрамлении – черный цвет, негатив и прочее. Здесь это воспринималось как один из эпизодов военной истории Австрии. Почему-то не захотелось это даже фотографировать. Это к вопросу об объективности историков…

Весьма скромными выглядели комнаты пыток и размещенные там орудия. Вместе с одним из них я сфотографировался, благо таблички «Руками не трогать» поблизости не оказалось. Всегда можно сказать, что не понимаешь и прочее. Вот почему за границей чувствуешь себя немного ребенком. Совершенно изумительный вид на город и окрестности открывается с Рекктурм’а, самой высокой башни крепости. Гнать туристов с неё, освобождая место для следующей группы, приходилось буквально силой. Особенно силен эффект потому, что из узких проходов, совершенно неожиданно вырываешься на такой простор. В завершении экскурсии гостям предлагают насладиться звуками «Зальцбургского быка». Не пугайтесь, это всего лишь имя органа (1502 г.), хоралы к которому писал Леопольд Моцарт – отец бренда города. У большинства экскурсантов звуки этого, с позволения сказать, музыкально инструмента вызывали скорее испуг, чем удовольствие. По всей вероятности, насладиться звучанием органа можно, но если находиться на достаточном расстоянии от него. Километр – вполне достаточное расстояние. Во дворе крепости – еще одна достопримечательность, живая. Уверяют, что этой липе 400 лет. Пока дерево не спилишь – не проверишь, так что поверим на слово. Практически на десерт – дом, в котором 27 января 1756 г. родился САМ. На следующий день в Кафедральном соборе, возможно, в уже упомянутой нами купели его крестят, и он получит имя – Иоганес Хрисостомус Вольфгангус Феофилиус Моцарт. На четвертом этаже этого дома он родился и с большими перерывами на поездки жил до 17 лет. Сейчас там музей с инсталляциями и мемориальными предметами, интерьеры не сохранились. Это место бурлит от обилия народа.

Желание запечатлеться у дома столь велико, что не смущают даже мусорные баки, которые чуть ли не загораживают мемориальную доску. Честно скажу, в самом музее не был, возможно, чтобы как-то противопоставить себя всеобщему психозу. Вообще больше хотелось быть на улице. Направляясь к дворцу Мирабель, переходим вновь реку Зальцах. На другой ее стороне расположен дом, в котором жила семья Моцарта. САМ пожил там только 7 лет, а вот его отец здесь и умер. На самом деле дом был практически разрушен во время Второй мировой войны, затем частично снесен и лишь к 1996 г. восстановлен. Вокруг этого дома нет такого ажиотажа, он фактически остается незамеченным туристами. Кстати, еще одно благоприятное ощущение от Австрии. Читая путеводители, особенно о том уроне, который понесла Австрия в годы Второй мировой войны, с облегчением отмечаешь, что основной урон был нанесен бомбежками союзной авиации, а не Советской армией. Во дворце Мирабель сегодня расположен городской муниципальный совет, а вот сад доступен для всех. Сам дворец был построен в 1606 г. архиепископом для своей возлюбленной и их общих детей. Целибат, по всей видимости, воспринимался как некая абстракция, либо желательная, но необязательная вещь для архиепископа. На самом деле удалось осмотреть только центр города. Судя по путеводителям, 2 – 3 дня можно было практически полностью «загрузить». Но что поделаешь, путешественнику всегда мало времени.

Зачастую кажется, что что-то пропустил, недосмотрел, не попробовал... И даже утешение типа: «Надо оставить что-то на следующий свой визит в то место, которое понравилось…», - не всегда срабатывает. Но на этот раз, вроде обошлось, тем более что впереди ждала встреча с Мюнхеном.