Южный отряд ЭтноЭкспедиции

Автор текста и фото - Вячеслав Печняк

Южный отряд в 2013 году совершил экспедицию на территорию бывшей Новой Линии Оренбургского Казачьего войска. А именно в Брединский район Челябинской Области. Изначально планировалось захватить два района: Брединский и Карталинский.

Однако, пока отряд находился «в поле» в Брединском районе, нас настигла весть том, что населенные пункты в Карталинском районе, которые мы собирались посетить, затопило из-за прорыва плотины. В связи со стихийным бедствием, отряд ограничился Брединским районом. Было обследовано 7 бывших станиц. Ныне это поселки Наследницкий, Атамановский, Андреевский, Мариинский, Рымникский и Амурский, а также сам районный центр – п. Бреды.

В состав южного отряда в 2013 году вошли: Начальник отряда – аспирант ИИА УрО РАН сектора этноистории Печняк Вячеслав Александрович, магистрант 2 года обучения кафедры этнологии и археологии исторического факультета УрФУ Григорьева Анна Георгиевна, студент 4 курса кафедры этнологии и археологии исторического факультета УрФУ Титов Александр Игоревич, а также в качестве оператора студентка 3 курса факультета журналистики УрФУ Родионова Ксения Сергеевна. Целью южного отряда было исследование казачьей идентичности в регионе. Также были собраны сведения по следующим темам: - Фольклор (в т.ч. и музыкальный) - Бытовой уклад - Обряды жизненного цикла. Традиционная Свадьба - Похоронно-поминальная обрядность.

Представления о загробном мире. - Картина мира. Суеверия. Вера в колдовство - Состязательность и физические состязания На фото: Участники Южного отряда на фоне крепости и церкви п.Наследницкий Как оказалось, исследуемая территория отражает традиционную культуру в хорошей сохранности. Было зафиксировано на удивление много материала. Фольклор представлен почти полным набором бытовавших и ранее жанров. Это лирические(протяжные) песни, романсы, жестокие романсы, обрядовый фольклор(свадебные, календарные песни), инструментальная игра, духовные стихи, частушки разных видов, былички и т.д. Музыкальный фольклор распространён не только в среде старых людей, но и среди людей среднего возраста, а кое-где и в среде молодого поколения.

Однако, если среди между старшим поколением и средним возрастом существовала прямая передача( обучение непосредственно во время действа), то передача молодому поколению происходит уже искусственным путем(в кружках самодеятельности). Во многом хорошая сохранность обязана активной работе фольклористов в 90е годы. В связи со спросом и постоянными воспоминаниями старинные песни были сохранены в быту и употреблении жителей.

Тем не менее традиционная культура в изначальных формах уходит из жизнь людей. Самыми крепкими представляются формы и поверья связанные со свадьбой и похоронами. Свадьбы в некоторых поселках (Рымникский, Наследницкий) до сих пор играют три дня. 1й день у жениха («на горнОй»), 2й день у невесты («на блиннОй»), 3й день у крестных (кто повзовет - «на поганые лепешки»). Похоронно-поминальная обрядность как наиболее востребованная остается неизменной на протяжении веков. Меняется форма, но принципы и суть сохраняются. Существует четкие обычаи и совокупности обрядов связанных с поминками и похоронами, не отходящие от общерусского контекста, но в то же время со своими локальными особенностями. Рефлексия обычаев местным населением зачастую вопросительно-сомнительная. Однако, все считают необходимым их исполнение.

Часто встречаются рассказы о покойниках, которые являются живым если что-то из обрядов прошло не так или вовсе не было исполнено. Такие рассказы-«былички» можно записать от людей абсолютно всех возрастов. Примечательным также является и вера в колдовство, до сих живущая среди местных жителей. Также удалось встретиться и поговорить с двумя «практикующими» знахарками в п.Наследницком и п.Атамановском. На фото: Сын казачьего атамана п. Атамановский В среде казачества, как военизированного общества, где состязательность является еще и полноценной составляющей для воспитания дееспособного члена общества, она проявлена наиболее ярко. Учитывая, что Оренбургское Казачье Войско было создано «сверху», то такая «военизированность» особенно характерна для него.

В описаниях этнографов начала XX в. часто встречаются упоминания о боевитости и особом состязательном духе среди оренбургских казаков. А.И. Мякутин, описывая любимые забавы казачат (кататься верхом, взятие снежных городков и т.д.), отмечает, что особенно любят они играть в войну.1 Игры в войну, как и драки, были очень важны для формирования будущего казака. Обычай молодежных драк – «край на край села» характерен для общерусского контекста, но в казачьих поселках приобретал специфическую окраску и кристаллизовался, отвечая требованиям военизированного быта казаков: «Эти драки «край на край» были своего рода развлечением, обучением военному делу. Старые казаки их не осуждали, но даже разжигали, подзуживали».2 Оренбургское казачье войско являлось этнически неоднородным – помимо славянского населения в него входили и башкиры, калмыки, кайсаки, а также нагайбаки. Тем не менее, наблюдалось общее для всего войска стремление к состязательности, а также схожие его проявление среди представителей разных народов, входивших в ОКВ. В этой экспедиции удалось записать множество воспоминаний о физических состязаниях( скачки, кулачные бои, борьба …), а также зафиксированное «живое» противостояние внутри сел, проявляющееся в разделении сел на «концы»/ «края», а также определенная «гонка» показателей уровня жизни. «Если я увижу что сосед забор новый поставил, то я не успокоюсь пока и у меня такого же не будет.

А через месяц у всей улицы новые заборы стоят», - рассказывает житель п. Андреевский. Через такое стремление к «удали» во всём действительно читается некий «казачий дух». Местное население идентифицирует себя как «русских/уральцев». Вопреки распространяемой тенденции на территории других бывших казачьих войск считать казаков самостоятельным этносом, здесь казаков отдельным народом никто не считает. Да и себя местное население уже мало соотносит с этим ушедшим сословием. В большинстве случаев люди упоминают о том, что являются потомками казаков. А о временах «казачества» вспоминают как о героических, незапамятных, полумифических, почти былинных. Казаки для местного населения представляются «единоличниками» - т.е. людьми ведущими индивидуальное хозяйство (в противопоставление возникшим в 30е годы колхозам), а также людьми которым присуща смелость, дерзость, упорство и трудолюбие. «Вот этому дому уже более 100 лет. Посмотрите на него! Кто сейчас такой дом построить сможет? А они умели!», - увещевает нас жительница п. Андреевский Анна Петровна. Однако, есть люди которые до сих пор называют себя казаками. «Я –казачка. Самая настоящая, потомственная. Нам не разрешали замуж выходить не за казаков…» - рассказывает старожил п. Андреевский Анна Петровна. Особенно ярки представления и казачья идентичность среди представителей нового «возрождающегося» казачества. «Я казак. И дед мой был казак. Он даже всегда ходил в сапогах, носил широкие штаны и фуражку.», - рассказывает атаман п. Атамановский Баев В.А. Казачий дух, по мнению этих людей, жив по сей день, и должен очень скоро возродиться.

Они свято верят в реабилитацию казачества и всеми силами стремятся к её осуществлению. «У нас уже установлена предварительная договоренность, чтобы в поселке были созданы конные разъезды, которые будут помогать пограничникам и охранять посевы…», - заверяет нас помощник атамана из п. Атамановский. Чаяния и надежды местного населения заключаются в обеспечении себя работой, и желательно на этой же земле. Среди проблем называют не использующиеся земли, которые возделывались еще 30 лет назад. Ныне большинство земли находиться в собственности агрохолдингов, а местное население(из тех, кто не уезжает в поиске работы в город) работает на эти фирмы, причем не видя никакого зла в этом. Также одной из проблем, волнующих местное население это массовый отток молодежи в города. Экспедиция в данной местности оставила положительные впечатления в сердцах и умах участников экспедиции. Юг челябинской области, территории бывшего казачьего войска весьма специфический регион, достойный дальнейшего более детального изучения антропологами и этнологами. На фото - Казаки п. Атамановский